Но поскольку по времени Новый Год почти совпадал с религиозным праздником — Рождеством, то в революцию подвергся гонениям, и с тех самых пор новогодняя тема отсутствовала в отечественной филокартии. И вернулась новогодняя открытка в наш быт только в суровые военные годы. Сначала, когда наша армия остановила натиск гитлеровских полчищ и вынудила их начать своё позорное отступление, преимущественно для солдат Советской Армии полковыми типографиями был начат выпуск весьма специфических открыток, на которых был изображён фюрер заметно помятого вида, наряженный в шубу рождественского деда и волокущий за плечами торбу, доверху полную человеческих черепов. Под злободневной карикатурой стоял стихотворный текст следующего содержания:
«От сапёров, пехотинцев,
От балтийских моряков
Шлём под Новый год гостинцы —
горы ваших черепов!»
Успех подобной печатной продукции в качестве новогоднего поздравления был тем не менее спорным, бойцы предпочитали посылать родным и близким взятую в качестве трофеев идеологически чуждую, но эстетически приятную вражескую полиграфическую продукцию, изображавшую рождественского деда, гномов, ангелов, симпатичных лесных обитателей — ланей, зайцев, белок, снегирей etc.
Однако с окончанием войны появились и вполне дружелюбные по стилю новогодние открытки. На первых из них Дед Мороз своей монументальностью напоминал работы выдающегося скульптора Вучетича, но выглядел добрым. Своего рода защитник. Затем с Новым 1953 годом советских граждан поздравили почтовой миниатюрой, являющей взору атомный ледокол «Ленин», бороздящий арктические льды. А с «оттепелью» пришли открытки уже совершенно мирного вида, с Дедом Морозом, не отличавшимся излишком пугающей суровости, с весёлым пляшущими зайцами, белками и прочим лесным народом. Стали выпускаться и пригласительные билеты на крупнейшие столичные ёлки, представлявшие собой книжечку, при раскрытии которой на страницах сама собой вставала зелёная красавица, окружённая хороводом зайцев, белок, а также мирно соседствующих с ними волков, лисиц и медведей, наряженных в зимние головные уборы, рукавицы и шарфы, что долженствовало символизировать примирение всех живых существ на период празднеств. Кое-какие новогодние открытки я сейчас могу продемонстрировать читателям.
С 50-х годов новогодний праздник прочно утвердился в быту советских граждан. Детские писатели посвящали ему многочисленные произведения, ставшие классикой отечественной детской литературы — сказки Евгения Шварца «Два брата» и Евгения Пермяка «Волшебные краски», рассказ Льва Кассиля «история с бородой», относящийся к суровой военной поре, стихи Сергея Михалкова, Агнии Барто, которая посвятила Деду Морозу, ёлке и прочим новогодним персонажам несколько больших стихотворных циклов. Снимались фильмы о Новом Годе, нередко их героям приходилось сражаться за праздник с различными сказочными злодеями, как в «Зимней сказке» по произведению Виктора Витковича и Григория Ягдфельда, в котором Старый Год задумал остановить время, прибегнув к помощи коварных снежных баб, в «Новогодних приключениях Маши и Вити», где был великолепный актёрский состав — и Георгий Милляр в роли главной Бабы-Яги всех времён и народов, и Михаил Боярский в роли дикого кота Матвея. Новогодние фильмы снимали не только для детей, но и для взрослых — «Карнавальная ночь» с Игорем Ильинским, блистательно сыгравшим недалёкого завклубом товарища Огурцова, в канун праздника разворачиваются события «Джентльменов удачи», да и «Иронию судьбы, или С лёгким паром» забывать нельзя, пусть эту романтическую комедию сейчас и поругивают.
Многие писатели поднимали тему отношения детей к Новому Году, например, Чуковский в своей научной работе «От двух до пяти», Агния Барто сетовала, что у детей слишком практичное отношение к празднику, они ждут главным образом подарков, написала и стихотворение «Жадный Егор» на эту тему. Но всё же, думаю, большинство детей радовались этому празднику бескорыстно. Тем более что этот праздник был для всех, и никому не было обидно.
Да, вспомнил к случаю. Внучка нашей классной руководительницы считала Снеговика мужем Снегурочки! Бабушка ей пыталась объяснить, что Снегурочка — то ли дочка, то ли внучка Деду Морозу. А внучка решительно её перебивала: «А муж — Снеговик!» А что тут неправильного? Вот и ясно всё с положением в семействе и родственными связями!
Сейчас некоторые считают, что Новый Год устарел, кто-то предпочитает праздновать его формально — по-западному, есть противники Нового Года, указывающие на тот факт, что его празднуют во время предрождественского поста по православному календарю. Но всё же этот праздник нам с самого детства так полюбился, что мы упорно продолжаем его праздновать, от этой привычки, кажется, невозможно избавиться. В детстве к Новому Году родители закупали для нас мандарины, готовили самый вкусный ужин в году, самые лучшие подарки нам тоже доставались в этот праздник. В Новый Год дети могли не ложиться спать до того, как пробьют большие кремлёвские куранты, по телевизору шёл праздничный концерт. Комната опутана серпантином, в ней смешиваются в истинно новогодний букет запахи мороза, хвои, мандаринов, жареного гуся с кухни, раздаётся праздничный звон тарелок, за окном в ранних зимних сумерках уютно светятся огни дома напротив — там тоже готовятся к встрече праздника. Сейчас мандарины можно купить на любом рынке или в супермаркете вне зависимости от сезона, но Нового Года мы по-прежнему, как в детстве, ждём с нетерпением. Наверное, потому, что в этот вечер у мандаринов вкус особенный? А любая самая пустяковая вещица способна обрадовать, если мы найдём её под новогодней ёлкой?