Так повествует Тверская летопись.
Так описывается битва князя Ярослава Мудрого с братом его, тоже князем Мстиславом Тмутараканским. Сражение это состоялось в Листвене осенью 1024 года.
По описанию
Столичным жителям-киевлянам сие не понравилось, и тогда претендент занял Чернигов. Попытавшийся выбить его оттуда Ярослав потерпел поражение как раз в Лиственской битве. Страшна она была, но не завершилась все же братоубийством. Напротив, то, что случилось дальше — просто удивительно.
Киевский князь отписал брату по Городецкому миру (1026) русские земли по левую сторону Днепра, и они стали союзниками, да еще какими! К примеру, по зову Ярослава Мстислав являлся с войском и участвовал в походах княжих, и был, по описанию знаменитого древнерусского певца Бояна «дороден телом, румян, с большими глазами, храбр был в бою, милостив и очень любил дружину, имущества для нее не жалел, ни в питье, ни в пище не ограничивал ее».
Но почему та ночь названа была рябинной?
По утверждению, высказанному еще в XIX в. признанным исследователем русского фольклора
И были те ночи особенными. Сохранилось немало повествований, отражающих поверье, согласно которому рябиновыми ночами называлось такое время, которое сопровождалось сильными грозами с молниями и зарницами, бурно и напористо уничтожавшими разгулявшуюся нечисть.
Отчего же противостояние тьме связывалось с рябиной?
Дело в том, что издревле на Руси ветка этого гибкого и в общем-то, не самого могучего, на взгляд несведущего человека, дерева была символом Перуновой палицы. А Перун, известное дело, — Бог-громовник. И без гроз и молний ему никак не обойтись, когда вершит свой Суд. Вот этот глас громовержца, вступившего на путь очищения подопечной территории от темных сил, и демонстрируют рябиновые ночи.
Любопытно, что по-иному их называют воробьиными. Кто-то объясняет это преобразованием «рябых» расцветок (свойственных упомянутой пичуге) в рябиновые, кто-то — сходством с украинским «горобиний», означающим одновременно и «воробьиный», и «рябиновый».
Однако, воробьиными ночами описанные фенологические явления (грозы, зарницы) стали позднее, и на то была дана особая версия, о которой лучше побеседовать отдельно. А вот рябина считалась священным деревом издавна, и не только у славян, а по всей Европе-матушке. Впрочем, это тоже заслуживает более продолжительного разговора, который и обещаю в ближайшее время.
До встречи!