Когда проходите к своему месту, не забывайте извиниться перед уже сидящими и всегда проходите, находясь лицом к ним. Часто сидящие спешат потесниться, чтобы освободить вам дорогу — не забудьте поблагодарить их за это. Понятно, что реплики типа «Уберите ноги!» или «Расставили колени — не протиснешься!» полностью исключены. Моя наставница тогда с грустью заметила, что этого правила хорошего тона в театре придерживаются далеко не всегда и очень немногие. В этом, кстати, я смогла убедиться в тот же вечер, когда пышная театралка, проходя мимо меня вдоль ряда, «провезла» по моему лицу охапкой пакетов и сумок, которые несла в руках. Вместо извинения я услышала ворчанье по поводу моих расставленных коленок.
Из своего первого посещения театра я сделала и ряд самостоятельных выводов. В частности, я поняла, что, делая прическу или выбирая головной убор, нужно подумать о тех, кто будет сидеть позади меня. Мне, к примеру, весь сеанс закрывал вид на сцену пожилой мужчина с пышной седой шевелюрой до плеч, а перед моим спутником восседал индус в чалме. Вот так вот нам повезло.
Крайне неприятно и невежливо пить и есть во время спектакля, будь то банальные конфеты или шоколад в шуршащей упаковке, пепси, крышка которого открывается с громким шипеньем, или бутерброд, распространяющий тонкий мясной аромат на весь зрительный зал. Во время моего первого посещения театра таких случаев, к счастью, не было. Но зато меня охватил приступ кашля из-за пыльной портьеры, рядом с которой я сидела. Помня наставления моей соседки, я извинилась и вышла из зала, чтобы привести себя в порядок и выпить таблетку от аллергии.
Моя наставница говорила мне еще о многом, но большинство правил я благополучно забыла, охваченная восторгом от первого в жизни посещения театра. Мы смотрели «Евангелие от Воланда», я узнавала на сцене героев любимой книги и была просто счастлива.
Мой спутник сказал тогда, что ему приятно было видеть, с каким трепетом я отношусь к театру, а потому очень скоро он собирается пригласить меня на балет и в оперу. Но это уже будет совсем другая история.