Каких же богов поставил князь Владимир во главе многочисленного пантеона (а он был действительно многочисленным) славянских богов? Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Семаргла и Макошь.
Прошли века, миновали столетия. Стерлись из памяти людской имена тех богов. Да, были такие. Да, что-то слышали. Да, что-то символизировали. Что? Не помню.
И понятно. Другие времена пришли, другим идолам поклоняемся. Но ведь негоже забывать историю, из нее идут наши корни.
Во главе пантеона богов поставил князь Владимир Святославович
Перун — сын Сварога и Леды, прародителей всех славянских богов. Во время рождения Перуна тряслась земля в округе, на небе сверкали молнии, грохотали раскаты грома, приветствуя появление на свет сына Сварога Перуна-громовержца.
Но недолго радовались счастливые родители обществом сына. Похитил Перуна Скипер-зверь, заодно прихватив его сестер Живу, Лелю и Марену. Унес в свою пещеру, находящуюся на границе с потусторонним миром. Девиц превратил в чудовищ, а Перуна погрузил в беспробудный сон.
Так и спал Перун долгие годы, пока не нашли его старшие братья Сварожичи, обернувшиеся в вещих птиц — Алконоста, Сирина и Стратима. Испугался их Скипер-зверь и скрылся в своем логове. А братья стали будить сильно подросшего во сне младшего братика. Да никак не могли разбудить. Только сурья — живая вода, принесенная с Репейских гор, сняла с Перуна заклятие.
Проснулся он, потянулся и вызвал на бой своего мучителя Скипер-зверя. Долго бились они, то один победу одерживал, то другой. Наконец поднял Перун своего врага и бросил оземь. И поглотила мать-земля страшного Скипер-зверя.
Расколдовав своих сестричек, отправился Перун домой. Но по дороге встретил красавицу Диву, дочь бога звездного неба Дыя и богини луны Дивии. Влюбился в нее Перун без памяти, даже забыл, что домой шел. Стал просить Дыя отдать ему Диву в жену. А Дый не хочет отдавать свою дочь-красавицу какому-то пришлому, пусть даже и громовержцу.
Но тут Перуну случай подвернулся доказать, что он достоин стать мужем красавицы. Из Черного моря пожаловало чудище трехголовое и похитило Диву, пока Перун с Дыем разговоры о свадьбе вели. Метнул Перун копье свое огненное в чудище морское. Тот со страху и девушку отпустил. Ничего не оставалось Дыю, как отдать замуж за спасителя. С тех пор стали называть Диву Перуницей — женой Перуна.
А вскоре у них и дочь родилась Девана. Красотой в мать пошла, силой — в отца. Да такой честолюбивой оказалась, что придумала сместить с трона самого бога великого Сварога, деда своего. Пришлось Перуну на бой против своей дочери отправиться. Подрались немного, но силы все-таки оказались неравными. Запросила дочь у отца милости. Разве не простит отец дитя свое неразумное? С тем и помирились.
Красавец был Перун. Могуч, статен, волосы черные, а борода огненно-рыжая. А как колесницей своей управлял! Несется она, бывало, по небу — грохот на земле стоит. Вот откуда гром разносится. А молнии — это отблески от ударов меча Перунова, которым он разит Змия небесного. Ведь главная обязанность Перуна — защищать Солнце, которое Змий небесный похитить хочет. Но где Змию справиться с Перуном. Не позволит он погубить свет ясный. Имя Перуна означает «разящий», «тот, кто сильно бьет». Разве с таким справишься?
Вот как описывает Перуна поэт Константин Бальмонт:
«У Перуна мысли быстры,
Что захочет — так сейчас.
Сыплет искры, мечет искры
Из зрачков сверкнувших глаз».
А еще Перун за порядком на земле, средь людей, наблюдает. На то он и бог верховный, чтобы своим недремлющим оком за всем следить. И если кто не по Правде, которую он охраняет, живет, того строго наказывает.
Например, существует легенда, как Перун жестоко поступил с женщиной, оскорбившей главную человеческую ценность — хлеб. Подтерла, простите за выражение, та неразумная женщина попку своему дитяти пучком хлебных колосьев. Увидел это Перун, налетел ураганом разъяренным и унес весь урожай. Долго вымаливала женщина вернуть людям хлеб, винила себя и волосы на голове рвала. Смиловался Перун, вернул часть урожая. Но все равно наказал людей: перестал каждый колос хлебный давать по сто зерен, как раньше было.
Как и любому богу, люди, издревле поклонялись Перуну, строили посвященные ему святилища. Возводились они под открытым небом и мели форму шестилистного цветка. Посередине стояло вырезанное из дерева изображение Перуна, вокруг него выкапывались ямки. В них грели священные костры. Перед идолом стоял алтарь, на который складывали жертвенные приношения. Чаще всего животных, но в особо тяжелые времена приносились и человеческие жертвы.
Священным животным Перуна считался тур — огромный лесной бык. Агрессивный, хищный зверь. Победить тура считалось большим подвигом. К сожалению, к настоящему миру все туры вымерли. Не с кем сейчас смельчакам помериться силой. Говорят, что только раз в году,
День Перуна на Руси отмечался с большими почестями. На праздник все мужчины должны были являться с оружием. В жертву приносился бык. А за неимением такового, можно было обойтись петухом. Только обязательно красным. Зажигались священные костры, вокруг них устраивались обрядовые пляски. После стравы, обрядового обеда, посвященного поминовению павших воинов, мужчины должны были ночь провести с женщиной. Чтобы не иссякал род людской.
Перуну было посвящено и дерево. Догадаться, конечно, несложно какое — могучий, развесистый дуб. У наших предков рубить дуб было большим грехом. Нечестивцев за это строго наказывали.
Цветком Перуна считается ирис. Кстати, в Болгарии его называют «перуникой». Цветок имеет шесть лиловых лепестков («громовой знак»), очерченных золотыми прожилками («знак молнии»).
Громовой знак Перуна — колесо с шестью спицами — в древней Руси было вырезано на каждом доме. Таким образом наши предки защищались от гнева Перуна, от грозы.
С приходом христианства и разрушения язычества черты Перуна были перенесены на христианского Илью-Пророка, а также на Георгия-змееборца. История бога грома и молний, покровителя воинов и княжеской дружины, бога, карающего за неисполнение законов, подателя мужской силы не закончилась.
Сколько времени прошло, а до сих пор люди, услышав гром, в страхе смотрят на небо и задаются вопросом: а не прогневили ли они чем великого Перуна?