Как погиб ракетный подводный крейсер К-219? Часть 2

Реклама
Грандмастер

Экипаж подлодки К-219 мужественно продолжал борьбу за живучесть корабля. Людям приходилось работать в тяжелейших условиях, зачастую с риском для жизни. К сожалению, ликвидировать последствия аварии не удавалось. Ситуация с каждым часом только ухудшалась.

Вскоре аварийная ситуация возникла и в V отсеке, куда был дан фреон. Из-за пропадания питания в сети 380 вольт правого борта включилась аварийная защита правого реактора, но его компенсирующие решетки не опустились на концевые выключатели. Для обеспечения ядерной безопасности реактора компенсирующие решетки пришлось опускать вручную. Эту ответственейшую задачу выполняли старший лейтенант Н. Н. Беликов и матрос С. А. Преминин

Реклама
. В ходе работы Беликов потерял сознание, Преминин компенсирующие решетки опустил, но покинуть отсек уже не смог. Ценой своей жизни он предотвратил ядерную катастрофу.

В десятом часу вечера к аварийной подлодке подошли суда «Красногвардейск», «Федор Бредихин», и «Бакарица». Так как в нескольких отсеках продолжался пожар, потушить который не удавалось, и сохранялось сильное задымление, командир принял решение отключить и левый реактор, что было произведено в штатном режиме. Вскоре пришлось начать эвакуацию людей с подлодки. К часу ночи на ней осталось только шесть офицеров вместе с командиром корабля. Через несколько часов по распоряжению командующего Северным флотом офицеры, кроме командира, корабль покинули.

Реклама

В течение всего дня на подлодке оставался только командир. Поздно вечером на корабль высадилась аварийная группа, которая смогла осмотреть три передних отсека и выровнять дифферент продуванием носовых цистерн главного балласта. В кормовые отсеки попасть не удалось. Подлодку стали готовить к буксировке.

Вечером следующего дня на теплоход «Красногвардейск» завели трос, началась буксировка подлодки. В течение ночи подлодка продолжала медленно погружаться. В седьмом часу утра 6 октября буксирный трос лопнул. Носовой и кормовой входные люки оказались под водой, попытки прекратить погружение результатов не принесли. К 11 часам подлодка ушла в воду до уровня рубочных рулей. Тогда по приказанию главкома ВМФ командир покинул подлодку, которая через несколько минут затонула.

Реклама

Несмотря на все усилия экипажа спасти подлодку не удалось, но ядерная катастрофа была предотвращена, радиационный фон в районе гибели подлодки, опустившейся на дно на глубину более 5 километров, остался нормальным.

Матрос С. А. Преминин, ценой своей жизни предотвративший ядерную катастрофу, был посмертно награжден орденом Красной Звезды. В августе 1997 года ему было посмертно присвоено звание Герой Российской Федерации. В городах Гаджиево (Мурманская область) и Красавино (Вологодская область) герою установили памятники.

В результате проведенного расследования были сделаны выводы, что командование подлодки не приняло всех мер для предотвращения гибели корабля. Командира подлодки, замполита и командира БЧ-5 уволили по служебному несоответствию, а экипаж расформировали. Причину разгерметизации и поступления воды в ракетную шахту установить так и не удалось. Было высказано предположение, что разгерметизация крышки шахты могла произойти из-за механического повреждения от столкновения с каким-то объектом в подводном положении. Тайна гибели К-219 так и осталась нераскрытой.

Начало статьи

Реклама