Это уже в наше время, когда вышел на экраны кинофильм, в основу сценария которого была положена гибель К-219, события, связанные с судьбой подлодки и её экипажа, стали известны многим. Но в них все-то немало «белых пятен» — океан умеет хранить свои тайны. Попытаемся хотя бы частично восстановить ход событий, произошедших 3 октября в Саргассовом море.
Ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-219 под командованием капитана 2 ранга Игоря Анатольевича Британова 4 сентября 1986 года в очередной раз вышел на боевую службу в море. Казалось бы, нормальное событие для подводников, если бы не некоторые обстоятельства. В связи с обострением международной напряженности подлодки последние годы безжалостно эксплуатировались, выходя на боевое дежурство по несколько раз в год, что не позволяло в должной степени проводить ремонтные и регламентные работы. Не только техника, но и люди не выдерживали такого ритма боевой службы. Вот и в этот раз значительная часть экипажа была не «родная», а набранная с других подлодок. Индивидуально все моряки были высококлассными специалистами, но понятно, что о слаженности экипажа говорить не приходится. Да и к специфическим особенностям, которые всегда имеются у каждого корабля, за несколько недель предпоходной подготовки просто невозможно приспособиться. Проводить слаживание экипажа, состоящего из 118 человек (31 офицер и 38 мичманов), и досконально осваивать особенности техники пришлось уже в ходе боевого похода. Кстати, командир БЧ-2 (боевой части), где впоследствии произошел взрыв, был временно переведен из экипажа другой подлодки.
В целом поход проходил успешно, прошел месяц автономного плавания и ничто, как казалось, не предвещало катастрофы. Рано утром 3 октября подлодка всплыла на перископную глубину для проведения сеанса связи. Через несколько минут последовала команда на погружение и атомоход устремился вниз. Но на командный пункт поступила информация о появлении течи из-под заглушки крышки ракетной шахты в IV отсеке. В отсеке сразу же объявили аварийную тревогу, запустили насос для откачки воды, которой пока было немного, а подлодка стала всплывать на безопасную глубину.
Через несколько минут командир подлодки объявил общую аварийную тревогу, которая предусматривала герметизацию отсеков. Моряки успели закончить герметизацию буквально за несколько секунд до взрыва в ракетной шахте № 6, произошедшего в 5 часов 38 минут. Последовало немедленное аварийное всплытие, и уже в надводном положении стали выяснять, что же произошло. С этого момента и началась для экипажа борьба за спасение корабля, которая продолжалась более трех суток.
После взрыва в аварийном отсеке оставалось 9 человек, которые продолжали бороться с его последствиями. Но вскоре в отсеке из-за высокой загазованности и температуры находиться стало невозможно. Людей срочно вывели в соседний отсек, но к этому времени уже погибли командир БЧ-2 капитана 3 ранга
Последствия взрыва были на тот момент крайне тяжелыми, но не катастрофическими. Естественно, что взорвалась не сама ракета. Причиной взрыва стало воспламенение компонентов ракетного топлива, оказавшегося в шахте после её частичного подтопления и деформации корпуса ракеты. Было установлено, что взрывом сорвало крышку шахты и серьезно повредило щитки-обтекатели крышек еще пяти ракетных шахт, а также деформировало часть ракетной палубы. Были разрушены трубопроводы в верхней части шахты и частично повреждена электросеть, вышли из строя отдельные устройства и приборы, что привело к утрате контроля за состоянием ракет в других шахтах. Возникли небольшие проблемы в силовых установках. Но подлодка сохраняла ход, а затопление ей не угрожало.
В соседних с аварийным отсеках было создано повышенное давление и приняты меры по ликвидации последствий взрыва. Отсек удалось быстро осушить, но попытки слить окислитель и прокачать шахту приводили к резкому росту в отсеке паров окислителя и новому поступлению воды. Обесточивать аварийный отсек не стали, но из-за короткого замыкания в распределительных щитах в нем возник пожар, приведший к полному обесточиванию отсека и отключению насосов. Аварийной группе, работавшей в отсеке, пришлось его срочно покинуть.
Была предпринята попытка подать в аварийный отсек фреон, но он стал поступать и в соседний отсек, вызвав в нем многократный рост окислов азота. Личный состав пришлось частично эвакуировать из III отсека, включая посты связи и шифрования. Связь подлодки с командованием прервалась. Так как вблизи района аварии кораблей ВМС не было, на помощь подлодке были направлены гражданские суда, на встречу которым К-219 продолжала идти со скоростью 13 узлов. Естественно, что над подлодкой уже кружили американские самолеты, проводившие фотосъемку и замеры радиоактивного фона.