В русских народных сказках не раз встречается Калинов мост на реке Смородине, где происходит бой героя с чудовищем: «Бой на Калиновом мосту», «Иван Быкович», «Иван, крестьянский сын и мужичок сам с перст, усы на семь верст» и др. С легкой руки талантливого и скрупулезного исследователя сказок
Одна из версий символики и географических координат этого места уже
В частности, была приведена точка зрения, согласно которой этимология Калинова моста связана со словами «калить» (сильно нагревать) или «калеть» (коченеть, цепенеть от жара или стужи). Впервые она была высказана еще в XIX в. знатоком русских сказок
Академик
Но если так, то почему о калиновом мосте поется в свадебных песнях, в невестинских причитаниях, девичьих напевах? И в опере
Уж как по мосту — мосточку, по калиновым досочкам!
Вай-ду, вай-ду, вай-ду, вай-ду,
По калиновым досочкам…
Чтобы разобраться в этом, стоит обратиться не к этимологии, а к символике калины.
Много народных сказаний повествует о калине.
Украинцы из века в век передают историю о том, как татаро-монгольское войско взяло в проводники девушек, которые завели их то ли в непроходимую чащу, то ли в болото. Закололи саблями супостаты героинь, и на месте их гибели выросла калина с ягодами-кровинками. В общем, было у кого поучиться Ивану Сусанину.
Другое предание рассказывает, как в галицких землях покончила собой Оленочка, которую брат хотел продать туркам, те с досады порубили ее тело на куски, и тогда калиновые рощи расколыхались от великой печали.
Существует легенда, что когда-то ягоды калины были слаще малины. Но однажды юная красавица полюбила гордого кузнеца, который не замечал ее и часто бродил по лесу. От отчаяния она решила сжечь тот лес, и когда жестокосердый наведался туда, все уже сгорело. Лишь под кустом калины сидела заплаканная девушка. Глянул на нее кузнец и полюбил, и до самой смерти видел в жене красавицу, потому что одарила его калина умением отвечать на любовь и ценить ее. Но ягоды ее с тех пор и стали горчить — как слезы неразделенной любви.
Калина с самых древних времен олицетворяла красоту и девственную любовь.
Ее выращивали возле хаты — на счастье. Она была непременным атрибутом свадебных ритуалов, начиная с украшения ветками, венками и ягодами горницы и обрядовых калачей и кончая оглашением доказательств невинности новобрачной.
Обряды похорон калины означали принесение девственности в жертву при замужестве во имя продолжения рода. Брокгауз и Эфрон, исходя из исследований того же
С другой стороны, оно было погребальным, памятным и высаживалось на могилах воинов, павших в боях за Родину, или безвременно погибших возлюбленных.
Считалось, что калина способна видеть, слышать и думать.
Наши предки верили, что она помогает от сглаза и нечистой силы, успокаивает и облегчает душу. «Если тебе тяжело, горько от судьбы своей, обними калину-матушку, проведи несколько раз рукой по ее стволу, поведай-открой все тайны свои горькие, прижмись к ней осторожно, не поломав веточек, сразу станет легче на душе» (любопытно, что настой из ягод калины применяют в том числе и в качестве успокаивающего средства при неврозах).
Вот как относился народ к калине.
И мост неслучайно был назван в ее честь.
И в бою богатыря с чудовищем на границе миров Жизни и Смерти, и при переходе из девичества в замужество происходило умирание прежнего состояния и рождение нового. И ратный подвиг, и свадьба — инициация, посвящение. Калина при этом выступает защитницей, заступницей, помощницей. Во всяком случае, основанием для подобной версии является символическое значение глубоко почитаемого древними славянами дерева.