Однако как тогда, так и сейчас, в Бунраку главным остается мастерство чтеца-гидайю. Произошло это слово от псевдонима одного из таких рассказчиков — Такэмото Гидайю, что переводится как «сказатель справедливости». Атмосферу Бунраку создает именно голос рассказчика, который должен быть низким, утробным, скрипучим, клокочущим, иногда хрипло-басовитым, а иногда резко завывающим.
Правила декламации и музыкального оформления в Бунраку окончательно сформировались в XVII веке, а вот куклы еще долго видоизменялись. Появилась техника, которая предусматривала, что одной куклой управляют три человека одновременно. Cо временем многими поколениями актеров она была доведена до совершенства.
Самое любопытное, что кукла Бунраку не имеет тела. Она представляет собой деревянную раму прямоугольной формы, опутанную сложным переплетением нитей, которые крепятся к голове, рукам и иногда ногам. Ноги имеют только куклы-мужчины, но и то в редких случаях. Обычно эффект движения ног создается за счет шевеления множественных складок и слоев одежд, надетых на раму.
Обычно кукла собирается непосредственно перед представлением. В зависимости от предстоящей роли на любую раму крепят соответствующую голову, руки и ноги. Головы у кукол Бунраку очень эффектные. Они умеют моргать, двигать зрачками и губами, шевелить бровями, высовывать язык. Руки также очень подвижны. Кукла может спокойно шевелить любым пальцем.
Артисты управляют куклой прямо на сцене перед зрителями. Куклы размером почти в две трети обычного человеческого роста передвигаются по сцене, а за каждой из них движется группа из трех человек. Одеты артисты в черные одежды и маски, задняя часть сцены, кулисы и занавес также черного цвета. На этом темном фоне яркими пятнами выделяются немногочисленные декорации и куклы в красочных одеждах с белыми лицами и руками.
У каждого из трех артистов есть свое предназначение. Так самый главный из них — оми-дзукай — управляет головой, туловищем и правой рукой. Хидари-дзукай отвечает за движения левой руки, а аси-дзукай — за ноги. Кукла движется настолько натурально, что создается впечатление, как будто она живая. Такой эффект требует точной согласованности движений кукловодов, которая достигается только долгими репетициями и усиленной подготовкой.
Помимо того, что артист должен следить за движениями тела куклы, он также должен двигать губами синхронно с текстом, который читает гидайю. Управление куклой — очень тонкое искусство. Так, чтобы овладеть движениями ног, необходимо как минимум десять лет, потом еще десять на овладение левой рукой и столько же на голову с правой рукой. Дослужиться до оми-дзукай можно только в пожилом возрасте.
Сюжеты театра Бунраку довольно грустные, но всегда философские, с глубокой сутью и размышлениями о вечном. Удивительное переплетение мимики и жестов персонажей в руках кукловода, завораживающая музыка сямисэна, голос гидайю создают незабываемое впечатление от представления, оставляя в душе зрителя глубокий чувственный след.