Во времена императора Адриана в 137 году после Рождества Христова жила в Риме почтенная христианка София. История ничего не сообщает о муже Софии, потому церковь склонна считать ее вдовицей скорбной. Жила она затворнической жизнью, спасаясь молитвами и опираясь только на веру во Всемогущего. Так она воспитывала и своих трех дочерей: Пистис, Эллис и Агапе, что переводится с древнегреческого как Вера, Надежда и Любовь. Имя же София означает мудрость. А было девочкам в этот год: Вере — 12, Надежде — 10 и самой младшенькой Любови — 9 лет. В тот год они погибнут от руки язычника Адриана мученической смертью и унесут с собой скорбящую Софию в горнии выси, чтобы предстать перед Творцом и увековечиться в святости.
Символична и христианская парадигма этой истории. Монотеистический феминизированный Творец (мудрая София) в трех ипостасях: Бог-отец, Бог-сын и Бог — дух святой. Двенадцать апостолов символизированы в возрасте старшей дочери Веры, 10 заповедей в летах Надежды и девятка, как символ девятого дня послесмертия, когда душа находится на весах у Господа. Весь троединый комплекс христианских и общечеловеческих ценностей. Он семантически выражает идею всецелого перепоручения себя Богу единому, благодати от нахождения в руках господних и пребывания в гармонии с миром. Язычник-император олицетворяет Антихриста. Христианская философия в данном случае именно так рассматривает символизм этого феномена.
На Руси 30 сентября — Всесветные бабьи именины — всегда отмечали особо. И не один день, а целых 3 дня! А почему три дня? Да потому что три дня мать безутешная, София, на глазах у которой терзали тела ее детей за веру христианскую, оплакивала могилы своих дочерей и не снесла скорби. Крестили лиц женского пола по церквям в эти дни исключительно именами Веры, Надежды, Любови и Софии. Возносили молитвы в храмах трем девочкам и их матери, просили о заступничестве и покровительстве, молились об удержании детей от соблазнов мирских, о ладе между родителями и детьми. Православные верили, что дети невинные у Господа к престолу ближе, а София — к самой Богородице. Ведь на глазах у обеих матерей их чада приняли смерть мученическую. Особый это был день и для всех скорбящих по своим умершим детям матерей.
В наши дни уже забыт первоначальный смысл этой трехдневной тризны. Сейчас мы отмечаем 30 сентября как веселый день четырехкратных именин, но церковь православная иначе относится к этому дню, сохраняя тем самым в нашей культуре великий смысл духовности этого дня. Да не омрачу я сегодняшних именинниц наших рассказом о трагедии гибели трех девочек и их матери. Это только зверь мог написать: «Я люблю смотреть, как умирают дети». А я даже смотреть, как умирают звери, не могу. Даже такие звери, как язычник император Адриан — смерть сама пришла за ним вскоре после тройного убийства…
Быть ранним христианином в древнем Риме было страшно. Тем более велико было мужество беззащитной вдовы с тремя детьми следовать христианскому учению в развратном, погрязшем в пороке Риме под зорким оком адриановских ищеек. И хотя хоронилась семья в уединении и затворничестве, проводя время в жарких молитвах, постах и покаянии, но по доносу правителя Антиоха докатилась до Адриана молва о христианском подвижничестве Софии и ее детей. Адриан не мог допустить, чтобы их христианский подвиг стал примером для подражания. И возмечтал император сломить их веру в учение Иисуса Христа и заставить поклониться Артемиде — принести ей жертвоприношение!
Их арестовали и привели на суд в императорский дворец. София и девочки знали, что их ожидает лютая смерть за неповиновение. Но они лишь смиренно обратились с молитвой к Господу, прося у Него милости и чести пострадать во имя Его. Не просили они «пронести сию чашу», а испить ее до дна во Славу Господа. Сначала Адриан пытался через почтенных патрицианок уговорами улестить Софию отречься от веры, обещая отпустить из заточения ее дочерей. София не отступилась от Господа. Затем коварный император отослал Софию и стал улещать девочек, надеясь сломить веру хрупких подростков, но и девочки твердо стояли в вере своей и отвергали все увещевания. Тогда во дворец была доставлена София. Она должна будет видеть пытки детей своих и сломиться. Так думал Адриан. Но не так решила София.
Первой вырвали из рук матери двенадцатилетнюю Веру. Щипцами огромными ей вырвали юные груди из тела, на глазах матери отрывали куски плоти ее ребенка. Мать лишь молится Господу о ниспослании стойкости ее чаду, и девочка не издает ни звука. Адриан звереет от моря пролитой крови ребенка и велит бросить поруганное тело на раскаленный металл. Стоит запах горелого мяса, но ребенок не стонет, не кричит и словно не чувствует боли. Тогда тело Веры окунают в горячую смолу. Обе — и мать и Вера — возводят очи горе в немой молитве. Адриан в бешенстве велит отрубить девочке голову на глазах у Софии. Взмах. И… счастье на лице матери: ее ребенок уже рядом с Господом.
Второй пала Надежда. Адриан втайне рассчитывал, что видя страдания своей старшей сестры, ребенок потеряет мужество и отречется от своей веры. Но отказалась десятилетняя девочка совершить приношение ладаном к ногам богини Артемиды. Ребенок был готов к пыткам и смерти во славу Господа. Ее избивали, засовывали в раскаленную печь, бросали на раскаленные решетки, но она лишь усердно молилась вместе со страдающей матерью. А Адриан неистовствовал от бессилия сломать волю десятилетнего ребенка. Отрубить голову! И вторая голова покатилась к ногам матери. София снова воздала молитву благодарности Господу.
Тогда совсем маленькая Любовь сама шагнула в пылающую печь. И огонь не посмел коснуться ее тела. Император был в ярости! Три девочки-христианки доказали и ему и всему великому Риму силу иной веры, дух иной, христианской стойкости. И третья головушка покатилась к ногам матери.
И мать сама шагнула навстречу пыткам. Пришел ее черед пострадать за того, кто спас страданиями на Кресте человечество от грехов. Видя ее готовность к мученической смерти, Адриан идет на новое злодейство: он прощает Софию и отпускает ее с тремя головами и обезглавленными телами ее дочерей. Он не даст ей легкой смерти на дыбе или в печи! Нет, пусть она живет в кошмаре увиденного ею и содеянного им!
София воспринимает же это как еще один шаг мученичества и подвижничества во славу Господа. Она хоронит тела своих девочек в окрестностях Рима на высоком холме, но не в силах уйти от скорбных могил. Она умрет на третий день своей материнской скорби, тихо почиет в Бозе, соединясь перед святым престолом со своими оплакиваемыми. Добрые люди похоронят Софию рядом с могилками Веры, Надежды и Любови. А мы сегодня отдадим дань их подвигу и попросим в тихой молитве для наших детей заступничества святых великомучениц. Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София, молите Бога о нас!
«А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1Кор.13:13)