Кольцо появилось в древнем Египте во времена правления фараонов. Подчеркнуть статус тех, кто имел власть, было их предназначением. Фараоны украшали руки кольцами и перстнями. Древние греки, представители знати, носили кольца. Кольцо было знаком высокого сословного положения. Со временем интерес к украшательству возрастал, кольца превратились в светские украшения.
Августейшие особы выдавали особые разрешения на ношение колец. В древнем Риме император Август разрешил носить кольца медикам, а Септимий Север в 197 году нашей эры позволил это сделать воинам. Кольца-печатки имели прикладное значение — их использовали для клеймения вещей. Лучники их носили, чтобы поберечься от тетивы, бойцы — для крепкого и надежного удара.
При вступлении в брак молодоженам позволяли скрепить сговор металлическим кольцом. Именно этот факт становился для юриста решающим. Свадебное торжество было вторичным. Его придумали с целью оповещения о факте вступления в брак. Древние евреи вручали невестам кольцо как символ того, что будут заботиться об их финансовом благополучии.
Древние египтяне не ограничивались кольцами. Каждое утро египтянина начиналось приблизительно так. После утреннего туалета мужчина в набедренной повязке, если собирался выйти из дома, надевал на запястья браслеты, на палец — кольцо, на шею — нагрудное ожерелье. Респектабельность его виду придавала подвеска из яшмы или сердолика на длинном шнурке. В таком наряде египтянин вел деловые переговоры, заходил в учреждения.
Серьги состоятельные люди надевали на оба уха. Одно проколотое ухо европейца указывало на низкое социальное происхождение. Во времена древнего Рима одну серьгу носили рабы, в Древней Греции — наложники, в средневековой Европе — пираты, цыгане, мошенники. На Востоке раджи и шахи использовали серьги как аксессуар к одежде.
Запорожские казаки тоже использовали серьги как атрибут украшения. В левом ухе серьгу носил единственный сын матери-одиночки, в правом — единственный сын у родителей. У продолжателя рода в каждом ухе было по серьге. Такая традиция запорожских казаков оберегала их от смертельной опасности.
В древней Руси было принято, что перед тем, как ребенок родится, на совете решали — какую драгоценность ему носить. После рождения надевали бисерное ожерелье или нитку с бусами. До определенного возраста детей одевали одинаково, при переходе от детского к подростковому возрасту девочкам прокалывали уши и дарили бусы. Мальчикам прокалывали левое ухо (якобы помогало от грыжи), и тем самым обозначали мужской пол ребенка.
Настоящий переворот в истории украшений сыграла Золотая Пектораль. Шедевр эллино-скифского искусства (IV столетие до нашей эры), найденный в кургане «Толстая могила» на Днепропетровщине, является не только ювелирным украшением, но и предметом истории, артефактом, рассказывающим о жизни наших славянских предков.
Ярусы пекторали демонстрируют глубокий философский смысл, воплощенный в золоте. Нагрудное украшение из чистого золота весит более килограмма. Не совсем понятно, какую роль играла пектораль. Археологи считают ее нагрудным украшением воина, многие ученые — своеобразным календарем, астрономическим справочником. Такую точку зрения археологов и ученых подтверждает трехъярусное строение пекторали — представления скифов о строении мира. Нижний круг символизировал животный мир, дикие звери сражались с грифонами. Второй круг представлял царство пернатых. Прекрасные цветы и птицы, символ древа жизни. Верхний, основной ярус знакомит нас с жизнью кочевников-скифов. Кочевники шьют одежду, доят овцу, окружают себя домашними животными. Так наши потомки представляли себе загробную жизнь.
На протяжении какого-то времени ювелирные украшения имели прикладное значение. Со временем на сцену вышли знаменитые модники, любители покрасоваться на публике.
Кто они? Эту тему мы рассмотрим в следующей статье.