Франц Рубо родился 15 июня 1856 в Одессе в семье французского эмигранта, занимавшегося в России книжной торговлей. Мальчик рано начал рисовать, поэтому проблем с выбором профессии у него не было, благо и отец поддержал стремление сына стать художником. Начальное художественное образование Франц получил в Одесской рисовальной школе, затем окончил Баварскую академию художеств в Мюнхене.
Молодой художник рано заинтересовался изображением на полотне батальных сцен. Причем его не интересовали подвиги великих полководцев, он хотел изображать войну без прикрас, такой, какой она была на самом деле: с кровью, ожесточением, страданием, радостью побед и горем тяжелых утрат. В период учебы в Мюнхене он каждое лето приезжал в Россию, чтобы отправиться путешествовать по Украине, Средней Азии, Кавказу. Из каждой такой поездки художник привозил массу этюдов, на основе которых впоследствии создавались картины.
Широкую известность в России он получил в 1880-х годах, когда представил публике 18 больших картин, предназначенных для «Храма Славы» в Тифлисе. На его полотнах оживала история покорения Кавказа Российской империей. Тогда то он и задумал создание первой большой панорамы из событий кавказской войны — взятия русскими войсками аула Ахульго, ставшего ключевым моментом тяжелейших боев с горцами Шамиля.
Для создания панорамы мало написать большое полотно, необходимо оформить и предметную экспозицию переднего плана, естественно переходящую в живописное изображение. Художнику пришлось осваивать новое для себя дело, стать и бутафором, и скульптором, и светотехником.
Первая российская панорамой «Штурм аула Ахульго», для которой пришлось соорудить специальное здание, была представлена зрителям в 1896 году на художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде. Успех был ошеломляющим, перед зданием панорамы постоянно стояла очередь. В газетах появились восторженные статьи. Хорошо была встречена панорама и собратьями по живописи, отмечавшими её несомненные художественные достоинства.
Успех окрылил мастера, и он приступил к грандиозной работе по созданию новой панорамы, посвященной обороне Севастополя в ходе Крымской войны. Работа проводилась в предместье Мюнхена в течение трех лет. Вместе с Рубо над созданием панорамы трудились и немецкие художники.
Поражают масштабы панорамы, созданной в такой короткий срок. При высоте полотна в 14 метров, его длина составляла 115 метров. Только предметный план панорамы составил около 1000 квадратных метров. К открытию панорамы в 1905 году, в Севастополе пришлось построить специальное здание по проекту военного инженера подполковника
Авторитет художника-баталиста Рубо стал в России необычайно высок. Его пригласили в Петербургскую академию художеств преподавать батальную живопись. В Академии он проработал более 8 лет, воспитав немало прекрасных баталистов, среди его учеников были
Когда было принято решение открыть в Москве панораму, посвященную Бородинской битве, председатель Комитета по устройству военно-исторических музеев генерал
Первоначально Франц Рубо хотел отобразить в панораме ожесточенный бой за батарею Раевского, когда проходила контратака русских частей под руководством генералов Ермолова и Кутайсова. Был подготовлен большой эскиз, но император его отклонил. Вот как это описывал «Русский инвалид»:
«Бой за Курганную батарею давал художнику полный простор изобразить русские войска с наилучшей стороны, показать их доблесть… словом, выходила действительно „русская“ панорама. Эскизы, написанные с большим подъемом и художественным чутьем, были готовы, но тут сказала свое веское слово комиссия, предложившая художнику изобразить другой момент сражения, а именно полдень, когда начались огромные кавалерийские атаки наполеоновской конницы, наиболее характеризующие, по мнению комиссии, Бородинский бой».
Реклама
Отстоять свою идею Рубо не смог. В живопись, как ни странно, вмешалась политика, направленная в тот период на укрепление союза с Францией. «Я пишу панораму для русских, а меня заставляют писать торжество французов», — жаловался Рубо в письме к одному из друзей.
В ноябре 1910 года новый эскиз был одобрен, а в марте следующего года Военное министерство заключило с Рубо контракт на создание панорамы. В основу сюжета был положен один из ключевых моментов Бородинского сражения — штурм французами деревни Семеновское. Работы опять были организованы в предместье Мюнхена, где построили специальный павильон. Кроме немецких художников, Рубо пригласил для работы над панорамой своего ученика
Грандиозная работа была выполнена в срок, и осенью 1912 года на Чистопрудном бульваре в деревянном павильоне, построенном по проекту П.А. Воронцова-Вельминова, панораму «Бородино» увидели зрители. Открытие панорамы происходило при громадном стечении людей, приехал на него и император Николай II. Панораму расположили в круглом зале, где зрители рассматривали её с центральной смотровой площадки, что усиливало и иллюзию реальности окружающего пространства.
К сожалению, здание, построенное для панорамы, вскоре обветшало и через 6 лет его закрыли, а полотно сняли и скатали на вал. Предметный план оказался частично утраченным. Но сам Рубо мог узнавать о судьбе своей панорамы только из редких писем друзей. Напряженная работа над панорамой подорвала его силы, художник серьезно заболел и в 1913 году уехал для лечения в Мюнхен. Вскоре началась Первая мировая война, затем революция. Вернуться на родину Франц Алексеевич Рубо уже не смог. Мастер батальных панорам умер 13 марта 1928 года в Германии.
Даже живя в Германии, Рубо не отделял себя от России, он писал:
«…я родился и жил более 22 лет в России, где получил свое образование, я исключительно пишу картины из русского быта и русской боевой жизни, по всем этим признакам меня следует считать русским художником».
После Великой Отечественной войны было принято решение восстановить панораму. К этому времени полотно сильно пострадало и требовалась его основательная реставрация. В 1948 году группа реставраторов под руководством художника П. Корина приступила к работе, которая закончилась только к 1962 году. Интересный срок, Рубо создал панораму за год, а реставрировали её потом почти 14 лет.
Обновленная панорама стала центром нового музейного комплекса, построенного на Поклонной горе рядом со знаменитой Кутузовской избой. В залах музея теперь развернута большая экспозиция, посвященная войне 1812 года, есть в ней и постоянная выставка, рассказывающая о жизни и творчестве Франца Алексеевича Рубо.