Так ли уж невинны журналистские конфузы? Преждевременные некрологи

Реклама

История знает немало случаев, когда человек, скажем, за утренней газетой, попивая кофе, узнает о собственной кончине. Реакция, наверное, предсказуемая: некий шок, расплесканный кофе, изодранная газета и намерение немедленно выяснить отношения с редактором, желательно бурно.

А вот реакцию на такое странное событие людей с чувством юмора мы все прекрасно знаем по известному выражению Марка Твена: «Слухи о моей смерти сильно преувеличены». Хемингуэй любил перечитывать свой некролог с бокалом шампанского. Умница Киплинг дал ответ в газету: «Я только что прочел, что я умер. Не забудьте удалить меня из списков подписчиков вашей газеты».

Все время происходят казусы. Игрок в крикет и его отец получили свои некрологи независимо друг от друга. Спортсмен, комментатор и журналист Рекс Альстон вскоре после некролога снова женился, и объявление о его свадьбе тот же «Таймс» поместил после объявления о смерти.

Реклама

Но бывает по-разному. Не исключено, что именно чтение некролога о собственной смерти побудило Альфреда Нобеля подумать о потомках и учредить Нобелевскую премию. Кстати, прозван он был там «торговцем смерти», что, учитывая его изобретение (динамит), как-то объяснимо, но для самого жанра нехарактерно (ведь чаще всего почти ритуального лицемерия не избежишь). По странной иронии судьбы многие нобелевские лауреаты также не избежали этого странного события в жизни (Бертран Рассел, Нельсон Мандела, Харольд Пинтер и другие…)

Но случаются ведь и куда более трагические случаи. Маркус Гарвей, по слухам, умер как раз во время чтения «своего» некролога.

Причины таких нелепостей могут быть не только злонамеренные. Это и чрезмерное доверие слухам и сплетням, ошибка в имени, «нажатие не на ту кнопку», пропавшие люди или неверно идентифицированные тела. Но главная причина — все же недобросовестность, легкомыслие и стремление первым выдать «свежачок"-сенсацию. Не всегда ведь даже извиняются.

Реклама

Знаменитому историку, лауреату Пулитцеровских премий Артуру Шлезингеру хотя бы напечатали в следующем номере: «Мы смущены, но рады за Вас». Думаю, что и Маргарет Тэтчер тоже приносили извинения… Другие издания ограничиваются уведомлениями типа: «Епископ Траутман только что послал нам опровержение электронной почтой».

Недавний конфуз CNN, где на официальном сайте появились некрологи вице-президенту США Дику Чейни, Рональду Рейгану, Нельсону Манделе, бывшему президенту США Джеральду Форду и многим другим, стал хрестоматийным. А не так давно вполне респектабельное информационное агентство Bloomberg опубликовало некролог на главу компании Apple Стива Джобса. Известный человек прочел о себе немало интересного, в том числе, о том, что любил (в прошедшем времени, конечно) он парковаться там, где положено парковаться инвалидам.

Реклама

Испытание некрологом о собственной кончине прошло огромное количество знаменитостей. Никто не оказался застрахован от дурной новости — ни президенты, ни папы римские, ни всемирно известные актеры, ни певцы и прочие деятели.

Классик английской поэзии Самуэль Кольридж услышал, как в отеле, где он остановился, читают рапорт полиции о том, что он был найден повешенным. Ответил он резко и остроумно, вызвав целый переполох в гостинице. Английский поэт и романист Роберт Грейвз также узнал о своей кончине из «Таймс». Знаменитый фантаст Артур Кларк прочел о своей смерти за 7 лет до того, как покинул этот мир. Изучил объявление о своей смерти и Габриель Гарсия Маркес…

Что происходит? Почему тысячи людей подвергаются все тому же нешуточному риску узнать о себе что-то новенькое из СМИ? Да еще и некрологи! Группа ABBA в полном своем составе, Бритни Спирс с супругом, актеры Боб Хоуп (дважды, в 1998 и 2003 годах), Ненси Ален, Дороти Фэй, Морин О’Хара, Кевин Стоуни!

Реклама

Занимательнее всех отреагировал известный актер Эйб Вигода: создал веб-сайт, который ежедневно рапортует о его статусе «жив-мертв».

А вот Римский папа Иоанн Павел Второй читал свои некрологи трижды (в 1983, 2001, 2005 годах). Будем считать это рекордом или все-таки подумаем о людях?

А теперь вспомним наш фильм «Зимний вечер в Гаграх». О когда-то знаменитом чечеточнике, узнающем о своей кончине из телевизионной передачи…

Давайте представим на секунду, что было бы, если бы ежедневные некрологи были и нашей «доброй» традицией? При том что на Руси дело со слухами обстояло всегда хорошо. А стремление к сенсациям — это побочный эффект работы в журналистике. Есть, конечно, люди с крепкими нервами. Но почему-то кажется, что точно так же, как знаменитую английскую лужайку нужно растить и «воспитывать» столетиями, так и здоровое отношение к информации, особенно касающегося себя, любимого, тоже надо воспитывать, и это дело не одного дня.

В России слишком долго доверяли печатному слову. («А может, я и впрямь… того, не жилец?») Возможные комментарии по поводу твоей несравненной личности в сообщении о смерти могут усугубить вполне понятную нервную реакцию… Не говоря уже о родственниках (если они любящие), не говоря уже о друзьях (если они настоящие).

А вы бы как отреагировали?

Реклама