Со временем среди райтеров, тех, кто рисует граффити, стала возникать конкуренция. Умения работать баллончиком с краской — недостаточно. Появляется необходимость развивать свой собственный уникальный стиль. Меняются размеры и цвет граффити, его форма, движение букв, чёткость контуров. Теперь целью становится не просто разрисовать стену магазина, но и не прославить себя художественным плагиатом. В Россию граффити приходит в середине 90-х годов, вместе с модой на брейк-данс, ещё одной составляющей хип-хопа. Именно райтеры участвовали в разработке декораций первого фестиваля брейк-данса. Одним словом взрыв граффити произошёл стихийно.
Нетрудно заметить граффити в любом городе нашей Родины, начиная от крохотного Кузнецка, заканчивая Новосибирском и Петербургом. В основном рисунки оставляют на гаражах, ларьках или заброшенных зданиях. Но порой граффити встречается и в общественных местах. Это, конечно же, вызывает непонимание со стороны большинства. Но везде найдётся своё объяснение.
Как ни крути, подобное художество является центральным звеном в длинной цепочке всей культуры. Ведь смысл граффити — не просто написать что-то важное или передать информацию, а главное здесь — разрисовать запретные зоны. Там где нельзя — для «райтеров» наилучшее место. От одной такой мысли накатывает волна адреналина. Страх и риск быть замеченным движет умами бесстрашных умельцев. В связи с этим и возникает главная проблема райтеров — свобода творчества.
Не думаю, что стоит запрещать райтерам заниматься их любимым делом. Продолжать делать надписи всё равно будут. Только граффити — не очередная брань на стене слоняющихся без дела хулиганов. Это состояние души, попытка переложить свой внутренний мир на реальность. Отражение бушующего внутри пожара сторонников хип-хопа, ещё одной стремительно развивающейся культуры. В любом случае — это не иллюзорный кайф в подворотнях, который, как считается, ловит молодёжь.
Нет, современное поколение сейчас серьёзно задумывается о будущем и каждый выбирает свой путь. Как и выбирают райтеры. А считать их творчество бесполезным досугом — тоже неразумно. Наоборот, было бы лучшим выделить специальные пространства для рисования. Конечно, возможно, угаснет желание творить, ведь азарт, как-никак исчезает. Но это могло бы позволить им спокойно реализовывать себя не только как уличных художников, но и как настоящих мастеров, истинных ценителей красоты. Добиться признания, о котором так мечтает каждый из райтеров.
И как знать, быть может, через некоторое время работы молодых виртуозов будут известны не только случайным прохожим, но и всей стране, всему миру. Главное — правильно оценить то, что даёт нам время. Когда-то и Ван Гога не принимали… А принять или не принять граффити — личное дело каждого. Важно то, что искусство продолжает жить!