Как рисует незрячий художник?

Реклама
Профессионал

Существует несколько основных методик рисования, специально ориентированных на людей, лишённых возможности видеть окружающий мир во всём его великолепии. Заслуга их внедрения целиком принадлежит русскому художнику и педагогу из г. Санкт-Петербурга, ученику талантливого мастера изобразительного искусства О. А. Сидлина, Ю. А. Нашивочникову. Он также является и разработчиком этих уникальных методов.

Произведения незрячих — это не всегда живопись в традиционном её понимании — акварели или картины маслом. Все техники основаны на одном центральном принципе — тактильного контроля, который позволяет слепому видеть то, что он делает, с помощью сверхчувствительных подушечек пальцев.

Реклама

Кроме того, при работе незрячие активно используют специальные материалы: не просто мольберт, кисть, краски и лист бумаги, а целый набор различных приспособлений, куда входят и фольга, и пластилин, и шёлковая ткань, и цветные мелки, и восковые карандаши, и пенопласт, и целлофан, и тонкая резина.

Главная задача для человека, утратившего зрение, при создании картины или рисунка — обрести так называемую «точку отсчёта». Другими словами, научиться ориентироваться по холсту в процессе работы. Если для обычного человека достаточно одного взгляда, чтобы полностью охватить всё будущее полотно и оценить, какие дополнения необходимо сделать для приобретения им законченного вида, то для незрячего важно иметь ориентиры, позволяющие делать выводы о том, что за штрихи и элементы задуманной композиции уже выполнены, а что ещё нуждается в доработке.

Реклама

Для этих целей используются всевозможные средства, делающие картины слепых художников рельефными не только за счёт самого изображения, но и благодаря применяемым материалам. Поэтому произведения художников, не имеющих зрения, легко узнать среди всех прочих: они больше похожи на качественные и высокохудожественные аппликации, чем на картины в привычном для нас смысле этого слова.

К примеру, одним из наиболее распространённых и широко известных является способ рисования цветным пластилином на листе картона. Пластилин в данном случае исполняет роль красок, которые наносятся на поверхность плотного картонного листа небольшими мазками, имитирующими мазки, наносимые с помощью кисти. Работы, выполненные таким образом, эффектно выглядят и легко воспринимаются условно здоровыми людьми, часто с опаской и недоверием относящимися к тому, что сделано руками инвалидов. Тем более к сделанному в той области, которая для незрячих, казалось бы, и вовсе должна быть закрыта по причине отсутствия зрения.

Реклама

Другой метод заключается в нанесении изображения на ткань с помощью цветных карандашей. Тут проблема ориентирования художника по холсту решается несколько иначе: под слой ткани, на котором будет находиться картина, помещается тонкая пластилиновая подкладка. И уже на ней все штрихи карандаша отпечатываются достаточно отчётливо для того, чтобы слепой мастер смог их ощутить с помощью рук и понять, насколько успешно продвигается работа. Разница между первым и вторым методом заключается лишь в одном: в первой ситуации опорные линии рисунка получаются выпуклыми, а во второй, наоборот — вогнутыми. Впрочем, это никак не сказывается на качестве произведений или на их оригинальности.

Реклама

Помимо этого, существуют и другие техники рисования. На выставках «Группы По» (группа незрячих художников — учеников Ю. А. Нашивочникова, функционирующая в Санкт-Петербурге) были представлены произведения, выполненные на фольге и бумаге с помощью карандаша (простого или цветного) и шариковой ручки. Изображение на фольгу наносится специальным металлическим стержнем с закруглённым концом.

Доступность ориентирования по холсту здесь достигается благодаря подкладке из листовой резины или сложенного в несколько раз целлофана, помещённого лицевой стороной вниз. Линии, прочерченные карандашом или шариковой ручкой, фиксируются на подкладке, что и образовывает вспомогательный каркас рисунка, необходимый слепому художнику. Плюс этого способа заключается ещё и в том, что одновременно штрихи, сделанные карандашами или ручкой, закрашиваются в соответствующие цвета, а это, в свою очередь, придаёт изображению дополнительные яркость и живость.

Реклама

Можно также упомянуть и техники рисования восковыми мелками по меловой бумаге, под которую подкладывается твёрдый и гладкий планшет. Незрячий художник в этом случае ориентируется по выпуклому следу, оставляемому восковым составом карандаша на гладкой поверхности полотна. Заслуживает внимания и метод нанесения изображения на лист плотного белого картона белым же восковым мелком. Затем этот лист опускается в цветные чернила и, естественно, окрашивается. Но только в тех местах, где нет линий, проведённых восковым мелком. Таким образом, на листе проявляется сделанный рисунок. Рисовать незрячие могут и на пластинах пенопласта. Опять-таки ручкой или карандашом, которые оставляют цветной и вместе с тем тактильно ощущаемый след.

Реклама

Словом, природа не терпит пустоты и не допускает, чтобы кому-то досталось больше, чем всем остальным. Имея страстное желание и горячее стремление, обладая уверенностью в собственных силах и поддержкой окружающих, любой инвалид, даже если он незрячий, вполне способен добиться серьёзных результатов на поприще литературы, науки, искусства, политики, экономики и т. д. Ю. А. Нашивочников, изобретший живопись для незрячих, и его ученики — лучшее тому доказательство.

Реклама