Сократ (ок. 469−399 гг. до н.э.) — древнегреческий философ. Родился в семье скульптора (каменотеса) Софрониска и повитухи Фенареты. Жил и учил в Афинах, где ему, раскрыв рты и уши, внимательно внимали многочисленные ученики: Платон, Антисфен, Аристипп, Эвклид из Мегары, Ксенофонт…
Сократ участвовал в трех сражениях Пелопонесской войны (432, 424, 422 гг. до н.э.). Разменяв пятый десяток, женился на
Учение Сократа знаменует крутой поворот от материалистического натурализма к идеализму. Он опустил философию с небес и сделал ее доступной простым смертным, поставив в центр своего философствования Человека, его сущность.
Об учении Сократа, который ничего не писал, мы можем судить лишь на основании свидетельств Платона и Ксенофонта. По Сократу, строение мира, физическая природа вещей непознаваемы. Познать мы можем только самих себя. Знание, по Сократу, есть мысль, понятие об общем. Раскрываются понятия через определения, а обобщаются через индукцию.
Краеугольные камни философии Сократа — самопознание и нравственность. Профессию философа Сократ сравнивал с профессией своей матери — повитухи, потому и назвал он свой метод извлечения скрытого в человеке Знания с помощью искусных наводящих вопросов «майевтикой» (в переводе с древнегреческого — «повивальное искусство»).
Чему нас учит «Школа Жизни» Сократа? Каковы же они, основные «сократовские истины», иногда называемые принципами Сократа?
• Основным принципом своей философии Сократ избрал страстный призыв дельфийского оракула «Познай самого себя!» (Nosce te ipsum). Эта надпись была начертана на храме Аполлона в Дельфах спартанцем Хилоном. В юности, посетив Дельфы и увидев эту надпись, Сократ был до того взволнован и очарован, что избрал этот призыв своим основным жизненным принципом, дополнив концовкой «…и ты познаешь весь мир». Истинное Знание уже содержится — в скрытом виде! — в человеческой душе, но вывести его на свет сознания каждый должен сам.
• «Истина дороже всего». Крылатое выражение «Платон мне друг, но истина дороже» (
• Основными признаками истинности являются отчетливость и ясность суждений.
• Истина и справедливость — одни и те же для всех, они направляются внутренним голосом, который звучит в душе каждого в «момент истины».
• Высшая цель знания не теоретическая, а практическая — искусство жить.
• Знание — это добродетель. Зло порождается только не-Знанием; никто не бывает злым по доброй воле.
• «Я знаю только то, что ничего не знаю» (иногда Сократу приписывают такую концовку этого афоризма: «…а другие не знают и этого»). По свидетельству Платона («Апологии Сократа»), Сократ любил повторять этот афоризм.
• Основное занятие человека «по жизни» — это воспитание собственной души путем разумного, нравственного поведения.
• Основным жизненным принципом является обретение истинного Знания и реальная жизнь в соответствии с этим Знанием.
• Нельзя научить высшим добродетелям, им можно только научиться!
• Главные цели педагогики — освобождение человека от всех дурных внешних влияний и создание гармоничного единства его способностей и жизненных потребностей.
• Основные принципы педагогики — отказ от принуждения и насилия, признание убеждения наиболее действенным средством воспитания.
• Процесс получения Знания (по-Знание) не менее важен, чем результат. Искреннее стремление к истинному Знанию — это уже важнейший шаг на пути раскрытия тайн человеческой души (даже если эти тайны человек никогда не сможет или не успеет разгадать!).
• Власть должна принадлежать лучшим представителям рода человеческого (то есть честным, порядочным, справедливым, мудрым, обладающим искусством управления).
• «Из двух зол выбирай меньшее». По свидетельству Платона («Протагор»), Сократу принадлежит изречение «Избрать меньшее зло».
• Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть (букв. Non ut edam vivo, sed ut vivam edo — Я не живу, чтобы есть, а ем, чтобы жить).
• «Ничего сверх меры!» Однажды Сократ воскликнул: «О сколько существует вещей, без которых я могу прожить!»
• После сократовского метода нахождения истины при помощи бесед (диалогов) и споров родилось крылатое выражение «В споре рождается истина».
• Сократовский метод вопросов, предполагающих критическое отношение к догматическим утверждениям, получил название «сократовской иронии».
С легкой руки Сократа многие «сократовские истины» плавно переросли в крылатые выражения.
***
Считается, что Сократ не создал законченного философского учения. Но он зажег огонь жажды Истины в душах своих многочисленных учеников (взалкавших и возжаждавших Истины!), а они, как новоявленные прометеи, разнесли этот огонь по свету…