Уже применялись и всевозможные химические трюки, американские ученые высказали предположение, что существует особый химический состав, убивающий микроорганизмы (грибки, личинки), обитающие в древесине, чем вызвали крайнее и понятное недовольство наследников скрипичных мастеров. Много говорили об особом лаке. Также обсуждалась форма и толщина дек.
В этом году за дело взялись основательно — и физики, и компьютерные программисты, и даже палеоклиматологи (те, кто изучает погоду и климат в различные исторические периоды). Более того — медики!
Десять знаменитых скрипок сканировали с помощью медицинской рентгеновской установки, которая позволяет определять наличие легочной эмфиземы. И сравнили их с современными инструментами уже с помощью компьютерной программы, которую использовали для изучения плотности легких у пациентов, страдающих эмфиземой. Плотность больных легких и плотность волокон годовых колец старой древесины… Идея, признаться, нестандартная, даже гениальная.
Результаты показали поразительное различие между этими инструментами, точнее, в плотности дерева, из которого они были сделаны. А ведь именно эта плотность влияет на вибрацию, то есть на самое звучание музыки. В дело вступили климатологи и сообщили, что деревья, росшие в Европе в
Но ведь в то время скрипичных дел мастеров было много, а значит, и сделано инструментов было огромное количество! Получается, что климат на свойства древесины одних скрипок влиял, а на свойства других — нет? Или для «плохих» скрипок пилили другие елки?
А волшебных скрипок осталось в мире не более 600, и стоит каждая из них миллионы долларов. Играют на них очень редко, и только самые прославленные музыканты.
Да, конечно, уже слышны победные реляции: теперь мы все знаем и будем делать инструменты, как делал их Страдивари, только с помощью всей мощи современной науки! Может, и так. Но, если вы — незадачливый, да и просто бездарный мастер, даже использующий все томографы, программы и химикалии — не родится из ваших рук волшебной скрипочки…
У Андрея Вознесенского недавно вышел цикл стихов «Скрипка Страдивари». И образ этих несравненных инструментов часто мелькает в поэзии.
Николай Гумилев вряд ли слышал знаменитые инструменты. Зато есть у него изумительное стихотворение, очень яркое, как всегда. И очень сложное…
Мальчик милый, — ты так весел,
Так светла твоя улыбка,
Не проси ж об этом счастье,
Отравляющем миры, —
Ты не знаешь, ты не знаешь,
Что такое эта скрипка,
Что такое темный ужас
Зачинателя игры…
Тот, кто взял ее однажды
В повелительные руки, —
У того угас навеки
Безмятежный свет очей
Духи ада любят слушать
Эти царственные звуки,
Бродят бешеные волки
По дорогам скрипачей…
Надо вечно петь и плакать
Этим струнам, звонким струнам, —
Вечно должен биться, виться
Обезумевший смычок
И под солнцем, и под вьюгой,
Под белеющим буруном,
И когда пылает запад,
И когда горит восток…
А когда устанешь, иль замедлишь, —
И на миг прервется пенье,
И уж ты не сможешь крикнуть,
Шевельнуться иль вздохнуть, —
Тотчас бешеные волки
В кровожадном исступленьи
В горло вцепятся зубами,
Встанут лапами на грудь
Ты поймешь тогда, как злобно
Насмеялось все что пело, —
В очи глянет запоздалый,
И пронзительный испуг
И тоскливый смертный холод,
Обовьет, как саван, тело, —
И невеста зарыдает,
И задумается друг…
Мальчик, дальше! Здесь не встретишь
Ни веселья, ни сокровищ!
Но я вижу — ты смеешься,
Эти взоры — два луча…
На ж, владей волшебной скрипкой,
И взгляни в глаза чудовищ,
И погибни славной смертью, —
Страшной смертью скрипача!..
Николай Гумилев «Волшебная скрипка»