В полую фигурку были вложены другие, также изображавшие небожителей, в чьей защите нуждается человек для благополучной жизни. Идея заинтересовала русских мастеров. Токарь Василий Звёздочкин выточил из дерева похожие фигурки, которые тоже вкладывались одна в другую. Художник С. Малютин расписал их на русский лад.
Самая большая кукла стала румяной девицей в цветастом платке, ярком сарафане и с чёрным петухом в руке. Внутри ее были куклы поменьше, мальчики и девочки, а самая маленькая, восьмая, изображала запеленутого младенца. В 1900 г. русские матрешки демонстрировались уже в Париже, вызвав настоящий матрешечный бум, до того они понравились европейцам.
В начале 1900-х гг. мастерская «Детское воспитание» была закрыта, но изготовление матрешек стало продолжаться в Сергиевом Посаде. Спрос на них не падал. На Лейпцигской ярмарке в 1911 г. была обнаружена даже японская подделка, игрушка-вкладыш, стилизованная под матрешку, но с восточными чертами лиц и не расписанная.
Каких только матрешек не делали изобретательные умельцы! Например, прозванных «ходилками». Ноги их были обуты в лапти, и они могли передвигаться по наклонной плоскости. Позднее матрешки «прыгнули» на новогодние елки, появились стеклянные, керамические и др. аналоги. Сергиевская, семеновская, мериновская, полховская, вятская — каждая школа имеет свои особенности и характерные признаки. Наконец, у матрешки появилась родня: Ванька-встанька и Маша-неваляша.
Но вернемся к вопросу о происхождении популярной игрушки. Сторонники японского происхождения порой дискутируют с приверженцами китайской. Последние утверждают, что в Страну Восходящего Солнца кукла-вкладыш попала из Поднебесной, где была известна раньше.
Древние египтяне молчат по вполне понятным причинам. За них, правда, высказываются археологи. И если раньше в качестве аргументов приводились саркофаги фараонов, вложенные друг в друга, то в начале XXI в. нашлось кое-что еще. При раскопках гробницы не самой известной фигуры из XVIII династии — Рататусана ученые обнаружили глиняный цилиндр, закрытый крышкой, диаметром около пятнадцати сантиметров и высотой порядка сорока.
В нем оказалась деревянная кукла грушевидной формы, раскрашенная и покрытая лаком. Она изображала… фараона Аменхотепа IV и была разъемной. Внутри была фигурка поменьше, тоже без труда узнанная археологами: Аменхотеп III. Приподняв верхнюю половинку фараона, они увидели лицо Аменхотепа II, в котором помещалось изображение Рамсеса IV. Всего там было 11 фигурок, самая маленькая — ростом три сантиметра. Причем она не поддавалась атрибутированию личности и изображала бородатого человека с курительной трубкой во рту.
Руководитель экспедиции доктор Ш. Лиман назвал находку редчайшей и сенсационной, он же и задался вопросом: «Откуда русская матрешка в Древнем Египте?» Другой вопрос: «Почему деревянные вкладыши имеют последовательность, не соответствующую хронологии правления фараонов?» Вот такие сюрпризы.
А меня интересует вот что: как, ничего не зная о египетских куклах, наши соотечественники, начиная со времени перестройки, тоже начали изображать руководителей страны в виде матрешек: от Ленина до Путина. Кто не видел такие на лотках, особенно предназначенных для зарубежных гостей?!
Между прочим, исследователи Этрурии тоже говорят, что матрешки были присущи этой культуре. Разногласия царят и при обсуждении имени нашей деревянной многодетной красавицы. Одни ссылаются на распространенное в России имя Матрена, другие намекают на римские корни (матрона — знатная дама, mater — мать), а иные связывают его с именем индуистской богини-матери Матри.
В России уже два музея матрешки — в Москве и Нижнем Новгороде. Пусть хранится и прибывает ее история, раскрывая хоть понемногу загадки, которые преподносит.