Для многих декоративно-прикладное творчество становится увлекательным хобби. А поучиться мастерству и почерпнуть новые идеи можно на выставках профессионалов. Возможно, поэтому экспозиции произведений декоративно-прикладного искусства завоевывают все большую популярность.
В последнее время заметно возрос интерес людей к произведениям искусства, которыми можно не только полюбоваться в залах музеев, но еще и забрать с собой, чтобы украсить свой дом. Причем — не только с эстетическим замыслом, но и с практической пользой. Картины, вышитые на подушках, шторы с авторской росписью, шкатулки с тонкой резьбой собирают на выставках декоративно-прикладного искусства тех, кому интересны неповторимые вещи.
Глина, дерево, войлок и текстиль — вот основные материалы, которые по воле мастера становятся произведениями искусства. Шедевром декоративного творчества может стать любой предмет домашнего интерьера — от ваз, кувшинов и блюд до ковров и одеял. Их отличие от обычных в том, что они передают богатый внутренний мир автора.
По словам современных художников, мода на евроремонт приводит к тому, что квартиры и офисы стандартизируются, становятся в какой-то мере безликими и холодными. И именно поэтому люди обращают внимание на те вещи, которые могут придать интерьеру своеобразие и теплоту.
Особенно необычно смотрятся на гладких холодных стенах панно из войлока. Возрождение традиции работы в этой технике стало мировой тенденцией. «Сказы Караидели», «Мировое дерево», «Охотник» — эти и другие работы стерлитамакских художниц Ольги Литвиненко и Гузель Мухамедьяровой никому не позволили пройти мимо. Светлые, темные, белые кусочки шерсти закатаны в причудливые многослойные загадки, которыми можно любоваться, разгадывать, а фактура материала передает ощущение тепла. Техника работы с войлоком весьма трудоемкая, работ таких на выставках (если это не специализированная экспозиция), как правило, немного, и стоят они весьма недешево.
Наряду с панно из войлока и текстиля интересны картины, выполненные в декоративной манере. Яркие краски, сказочные образы, использование инородных материалов для отделки привлекают внимание к жизнерадостным произведениям искусства. Зрителю и самому хочется прийти домой, взять в руки кисть с позолотой и усовершенствовать какой-нибудь пейзаж или натюрморт. К тому же декоративное направление не запрещает использовать для украшения картин блестки, бусинки и тому подобные вещи — главное, чтобы они не противоречили художественному замыслу.
Еще одна изюминка экспозиций подобного рода — авторские куклы. На одной из таких выставок сказочную атмосферу вокруг себя создавали Шаманка и Сирин уфимской художницы Веры Деркач и веселые персонажи ее коллеги Любови Лаврентьевой-Нафиковой. Четко вылепленные черты морщинистого чукотского лица с хитринкой, оригинальная одежда из кожи, своеобразная национальная обувка — украсить дом подобной игрушкой желали бы многие. Но — увы! — цена за подобную работу равняется среднестатистической зарплате по городу.
Как правило, выставки декоративно-прикладного искусства проходят в форме ярмарок. Поэтому экспонаты можно не только посмотреть, но и потрогать, и приобрести понравившиеся работы. Это могут быть огромные керамические вазы, деревянные резные доски или необычные бусы из войлока…
Количественно среди произведений декоративно-прикладного творчества преобладают текстильные работы. И это неудивительно: ткань — это самый доступный материал. Кто-то любит лоскутную технику — пэчворк — и, соединяя однотипные или разнофактурные материалы, добивается художественных эффектов, кто-то рисует по ткани специальными красками. Но есть и такие мастера, кто воплощает свои фантазии в текстильной скульптуре.
Декоративно-прикладное искусство, с одной стороны, близко к традициям народного творчества, с другой — к тенденциям современной культуры. Сочетая веяния последнего с практичностью первого, художники добиваются эффекта «одомашнивания» искусства. И каждому, кто приходит на подобную выставку, почему-то хочется унести с собой хоть что-то, сделанное талантливыми руками…