Руководил всем этим хозяйством сокольничий, ведавший Сокольничьим приказом. Излюбленным местом охоты был лесной массив на северо-востоке Подмосковья по реке Яузе. Здесь в XVII веке образовалась слобода царских сокольников. Так сложился известный район Москвы — Сокольники с большим лесопарком.
Увлекшись охотой, царь даже написал наставление «Урядник сокольничья пути», где не только указал, как надо охотиться, но и рассказал о красоте охотничьих птиц, о прелести их полета, об изяществе самой охоты. Царь считал, что религия и молитва не исключают удовольствий и потех. Развлечение спасает от печали и уныния. В «Уряднике» проводится мысль, что печаль — грех, от нее надо лечиться. Лекарство — развлечение. Но ему надо знать меру: делу время и потехе час. Цель жизни — спасение души, а забавы — лишь утешение, чтобы не совершить грех уныния.
Вообще царь с большой охотой и любовью брался за перо или диктовал свои мысли дьякам. Он оставил после себя много писем и сочинений. Государь писал записки о польской войне, составлял деловые бумаги, редактировал официальные грамоты, вносил в текст свои поправки. Среди писем есть одно, целиком посвященное молодым соколам и их пробе на охоте. Государь описал случай, когда птица так ударила утку, что та десять раз перевернулась при падении.
Птиц ловили в Сибири, на берегах Печоры. Для поимки к сетям в виде приманки привязывали голубей. Птиц доставляли в больших коробах, обитых внутри овчинами. Кречеты ценились своей величиной, легкостью полета, а по расцветке из бурых, серых, пестрых, красноватых славились больше всего белые.
Для того чтобы птицы по желанию охотника ловили добычу и с ней прилетали к хозяину, слетали с его руки, им несколько суток не давали спать: сажали на кольцо, надевали на лапки путы и привязывали веревкой к шесту. Если птица начинала засыпать, сокольник дёргал за кольцо. Так постепенно ее приучали к послушанию.
Алексей Михайлович давал кречетам имена: Гамаюн, Малец, Беляй, Смеляй, Буян, Казак и многие другие. Государь любил охоту, когда происходил бой и любимые птицы одерживали победу, особенно над коршунами. Случалось, что кречет залетал далеко и пропадал, но через некоторое время к всеобщей радости птица возвращалась. Царь каждый бой записывал, отмечал победы.
Монарх иногда посылал своих птиц как самый лучший подарок другим государям, особенно в Персию.