Это тот случай, когда лучше прогуляться по словарям, нежели приводить примеры. Таковые найдет любой читатель сам, если захочет, конечно. А вот жертвы геноцида не имели выбора, — не сочтите за иронию. Когда человека лишают прав — это насилие над личностью, по поводу его избиения, причинения вреда здоровью и даже лишения жизни существует специальная судебная терминология.
Но по любому он выглядит даже в самой кошмарной ситуации одиноко. И кем бы ни был этот несчастный, его не причислят к актам, называемым страшным словом геноцид — ибо геноцид, по определению, не может быть направлен на одного человека. А на сколько? Сколько людей нужно этому чудовищу, чтобы всплыло его имя?!
Полистаем словари.
Большой юридический утверждает, что геноцидом называются «действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы путем убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы».
Собственно, это определение вытекает из текста Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, которая была одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1948 г. и вступила в силу 12 января 1951 г.
В дальнейшем геноцид был признан международным преступлением, а по Конвенции о неприменимости сроков давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества (1968 г.) он был причислен к таковым из них, на которые не распространяются сроки давности привлечения к ответственности вне зависимости от времени совершения преступных действий.
По законодательству РФ геноцид является преступлением против мира, безопасности и человечества, предусмотренным ст. 357 УК РФ. Эта статья определяет ответственность за злодеяния в виде лишения свободы на срок от двенадцати до двадцати лет либо смертной казни или пожизненного лишения свободы.
Большая советская энциклопедия (БСЭ) определяет геноцид как
С БСЭ солидаризируется словарь «Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура», в целом повторяющий трактовку понятия. Так или иначе, речь идет о попытке уничтожения не одного человека, а социума, члены которого обладают неким общим признаком.
Увы, это описано еще у Свифта.
Помните, как Гулливер попал к лиллипутам, где происходила вялотекущая война тупологовых с остроголовыми? Имелись в виду не черепные коробки их обладателей, а банальное куриное яйцо: с какого конца разбивать. Ничему не научились люди с тех пор!.. Все ищут различия между собою гораздо чаще, чем сходство, а найдя, негодуют и обличают. А то и требуют уничтожения несхожего с собой.
Уничтожить можно по-разному. Если это цель, то такая, которая оправдывает средства. Но это лишь кажущееся оправдание. Мираж. Иллюзия…