Что скрывал портрет Ленина в сельхозтехникуме провинциального города?

Реклама

В XXI веке реставраторы открыли миру уникальную фреску: долгие годы учащиеся сельхозтехникума в городе Гусеве Калининградской области не знали, что скрывал в актовом зале портрет Владимира Ильича.

«Фашистские» памятники культуры
После того как область по итогам Второй мировой войны перешла Советскому Союзу, власти методично вытравляли в ней «прусский дух». Причем как «фашистские» уничтожались памятники культуры, возникшие задолго до Гитлера: кирхи, замки, памятники и барельефы деятелям XVI—XIX вв.еков…

Надо сказать, что это был уже не первый раз, когда регион переходил под власть России: в XVIII веке, в годы Семилетней войны, Восточную Пруссую заняли русские войска, но Елизавете Петровне почему-то не пришло в голову уничтожать местные памятники архитектуры. Фантазии, наверное, не хватило.

Реклама

А вот советские власти делали всё, чтобы о немецком прошлом жителям ничего не напоминало. Поэтому вопрос с фреской в актовом зале Фридрихшуле города Гумбинена, ставшей сельхозтехникумом города Гусева, решился просто, в духе эпохи: что на стене намалёвано, разбираться никто не стал. Просто замазали масляной краской, а сверху изобразили портрет вождя мирового пролетариата. Простенько и, как водится, без вкуса. Потом, правда, и Ленина закрасили — грязно-зелёной краской, которой обычно «украшают» коридоры.

Ну и заодно закрасили замечательные деревянные потолки с резьбой. Сцена же, появившаяся в зале, уменьшила его размеры втрое — зато теперь помещение ничем не отличалось от единообразных актовых залов в зданиях советской архитектуры.

Реклама

О культурной ценности уничтоженного мирового наследия никто и не задумывался. До того ли, когда в бывшем Кенигсберге разрушается даже Кафедральный собор XIV века, а гордость города — Королевский замок — стёрт с лица земли направленными взрывами, а место, где он стоял — забетонировано?

Подумаешь, культура… Лес рубят — щепки летят.

Что же было изображено на фреске
Как оказалось, никакой крамолы. Школа носила имя короля Фридриха-Вильгельма I (Фридрихшуле), поскольку само существование города Гумбинена было обязано деятельности этого короля. Ну и разумеется, что в актовом зале была изображена сцена из истории правления этого монарха. Символизировала она одно из немногих в те годы проявлений гостеприимства и экономической сметки.
Реклама

Дело в том, что в 1731 году зальцбургский архиепископ Леопольд велел всем лютеранам старше 12 лет покинуть город в течение восьми дней. Что такое за восемь дней собраться и распродать имущество — людям, покидавшим в 90-е ставшие негостеприимные республики Союза, объяснять не надо. Естественно, никто не давал денег за дома и лавки… Зачем? Всё и так достанется после изгнания «неправильных граждан».

В те времена из католических стран лютеран изгоняли массово, а это были, как правило, искусные ремесленники. А король Восточной Пруссии, которая пережила опустошительную чуму, не только их приглашал, но и выделял деньги на дорогу: жителям Зальцбурга он дал по 4 гроша в день на мужчину, 3 — на женщину и 2 — на ребенка. В результате страна пережила экономический подъём за счёт тех, кто нашёл здесь новую родину. Например, зальцбургские переселенцы первыми в Пруссии стали сажать картофель и табак, построили конные заводы, на которых впоследствии вывели породу тракенов.

Реклама

Среди них были и зальцбуржцы, компактно осевшие на востоке страны и превратившиеся в гумбиненцев.

Поскольку в начале XIX века основную массу жителей Гумбинена составляли потомки этих переселенцев, то в 1932 году — в 200-летний юбилей переселения зальцбуржцев — в актовом зале Фридрихшуле была создана фреска, а в лютеранской кирхе — витраж на тему переселения. Подпись под фреской гласила: «Мне — новые сыновья, вам — кроткая родина».

Кроткая родина для новых сыновей
Сейчас фреску и дубовые своды очистили от масляной краски. Изображение поистине огромно — 8 на 17 м! Фреска, по мнению реставраторов из Санкт-Петербурга, заслуживает того, чтобы стать достоянием всей страны. Художник — Отто Хайхерт — выполнил огромную работу, потрясающую своей тщательностью. Например, стена была выровнена так, что если сверху уронить каплю воды — она пролетит все 17 метров, ни разу ни коснувшись вертикальной поверхности!

А вот витраж в кирхе, долгие годы прослужившей складом, увы, не сохранился. Пришлось сделать копию. Сюжеты изображений фрески и витража слегка различаются: на витраже мы видим этих зальцбуржцев в пути, а на фреске их уже встречает король, приветствуя исторической фразой о «кроткой родине».

Интересно, сколько ещё памятников культуры на территории области ждёт своего открытия после десятилетий забвения?

Реклама