Может ли талантливый инвалид стать знаменитым?

Реклама
Профессионал

Известно выражение — красота спасёт мир. Этот тезис можно оспаривать, можно принимать на веру… Но, если присмотреться к нему внимательнее, станет ясно, что всё в руках самих людей. Ведь красота не появляется из ниоткуда и не становится всеобщим достоянием без посторонней помощи. Её носители — талантливые авторы, облекающие красоту в доступные человеческому восприятию эстетические формы.

Впрочем, талант — явление стихийное. Одарённые личности рождаются повсеместно, вне зависимости от географических широт, государственных границ, экономических выгод и политических настроений. А. С. Пушкин, Т. Г. Шевченко, У. Шекспир, Данте — все они одинаково знакомы и близки представителям земной цивилизации. Для искусства не имеет значения социальный статус и физические недостатки перспективного артиста или поэта.

Реклама

Тем не менее, если произвести короткий экскурс в историю, можно наглядно убедиться в том, что среди популярных деятелей культуры насчитается едва ли десяток тех, кого принято называть инвалидами. Значит ли это, что социально незащищённые слои населения не могут принимать участие в творческом процессе? Ответ очевиден. Конечно, могут. Мало того — должны, поскольку именно их природа наделила обострённым чувством прекрасного.

Психологией и тифлопедагогикой доказано, что феномены абсолютного слуха, умение ощущать ритм, особенное восприятие красок, развитое абстрактное и образное мышление исполняют компенсаторную функцию, заменяя утраченное зрение или возможность самостоятельно передвигаться. Именно в связи с этим среди незрячих вырастает значительное количество замечательных писателей и музыкантов, а среди инвалидов-опорников встречаются уникальные скульпторы и художники. Недаром в специализированных школах-интернатах и при клубах на инвалидных предприятиях наибольшей организованностью и широкой известностью пользуются кружки художественной самодеятельности, благополучно практикующие хоровое пение, выступления инструментальных ансамблей, выставки рукоделия, театральные постановки и многое другое.

Реклама

Ради справедливости всё же стоит отметить, что подобное изобилие видимых способов самореализации для незрячих и слабовидящих не может быть полноценным. Точка зрения советской власти на вопрос инвалидности и общественные установки того времени зачастую приводили к таким негативным проявлениям, как иждивенчество и пассивная жизненная позиция. Как показывают результаты проведённых социологических опросов, лишь незначительная часть (около 30−35%) принимает сравнительно активное участие в сфере улучшения условий собственной жизнедеятельности.

Особенно это распространено среди молодых инвалидов, изнеженных гиперопекой родителей и психологическими установками, прививаемыми в школах-интернатах: «ты — слепой, твоё место дома, ты не должен утруждать себя». К сожалению, данный подход до сих пор находит отклик в современной инвалидной политике и государственном законодательстве. Люди с нарушениями здоровья практически лишены перспектив карьерного роста как в сферах интеллектуального труда, так и в области культуры. Сформировавшиеся и укоренившиеся стереотипы диктуют нормы поведения. Согласно им, выставление напоказ физических недостатков неэстетично, постыдно, неприятно.

Реклама

Однако не всё так пессимистично. Следует заметить, что существует несколько примеров тому, как незрячие и слабовидящие добивались определённых успехов на эстрадном и писательском поприщах. Фамилии певца Зайцева и поэта Асадова хорошо известны в музыкальных и литературных кругах. О них написаны книги и статьи, их мужеством и силой воли восхищались тысячи граждан послевоенного советского союза. Но за вышеупомянутых первопроходцев, безусловно, своё веское слово сказала Великая Отечественная война. И Зайцев, и Асадов — участники боевых действий, награждённые орденами. Впрочем, моральная победа этих действительно сильных и талантливых людей не стала окончательной.

Реклама

Для учащихся и выпускников специализированных школ-интернатов дорога в большой мир искусства оставалась по-прежнему закрыта, несмотря на серьёзные успехи предшественников. Суть же заключалась в том, что Зайцев и Асадов, герои сражений против фашизма, к моменту потери зрения уже достигли неких вершин, были вполне сформировавшимися личностями, имевшими за плечами соответствующее образование и творческое наследие. Общество довольно безболезненно признало знакомых авторов, не обратив внимания на изменившееся социальное положение.

Пожалуй, первой относительно удачной попыткой, не связанной с предыдущими заслугами исполнителей, стали записанные на бобины концерты группы незрячих студентов курского музыкального училища-интерната для слепых «Курские соловьи». Бурная волна их искромётного и самобытного творчества прокатилась по всему пространству советской страны, подобно горной лавине. И, невзирая на то, что группа существовала неофициально, а записи подпадали скорее под категорию самиздата, чем полноценного культурного явления, вряд ли в 70−80-е годы в СССР удалось бы встретить человека, не знающего «Курских соловьёв». При этом группа не давала официальных гастролей, подвергаясь строгой цензуре.

Реклама

Таким образом, до середины-конца 90-х годов XX века для тех, кто поступал в инвалидные учебные заведения, путь в мир настоящего шоу-бизнеса заведомо был закрыт. Выход на большую сцену Дианы Гурцкой — слепорождённой выпускницы тбилисского интерната — послужил началом нового этапа в развитии инвалидного мастерства. Конечно, большинство вопросов, связанных с проблемой творчества и самореализации людей с нарушениями здоровья, по-прежнему не решены. А незрячую певицу избалованная публика воспринимает скорее как пикантную диковинку, нежели в качестве профессионального исполнителя.

По счастью, современный технический прогресс шагнул далеко вперёд, открывая перед людьми с физическими недостатками красочные горизонты. Использование персональных компьютеров и открытого доступа во всемирную сеть Интернет значительно облегчают задачу инициативных групп, работающих над внедрением в жизнь проектов по творческой реабилитации инвалидов.

Реклама