Одни без устали твердят, что Шекспир — это литературный вымысел, что он ничто иное, как сплоченная творческая команда, кропающая произведения. Другие с надрывом голосовых связок вещают, что существовал, но не был гениальным, а просто под диктовку писал давно известные жизненные истории. Третьи же придерживаются классических взглядов, что Шекспир — это настоящий человек, очень талантливый и неординарный, который сам придумывал жизненные страсти, а потом «подарил» свои нетленные произведения всему земному шару.
Так был он или не был? Вот в чем вопрос! Уже более четырех столетий он будоражит человечество.
Перечитывая его трагедии или сонеты, каждый раз открываешь что-то новое для себя, находишь ответы на, казалось бы, неразрешимые вопросы, узнаешь себя или родных в персонажах. Возможно, это из-за того, что лучше него никто не способен описать водоворот человеческих взаимоотношений и «обнажить» людские души. Многие утверждают, что парадокс состоит в том, что он брал за канву своего будущего шедевра старый, давно приевшийся сюжет и, подобно ловкому портному, перекраивал «вышедшее из моды платье» на свой лад, наделяя эксклюзивностью и новизной.
Например, история о двоих влюбленных в Италии передавалась из уст в уста еще задолго до рождения самого Вильяма, но только он донес до всего мира нелегкую судьбу детей из двух непримиримых семейств. Когда мы читаем или смотрим поставленный спектакль по произведению классика, то видим перед глазами устоявшуюся картинку — образ данного героя. Сможете ли вы представить себе Гамлета тучным, лысеющим блондином, которому уже «крепко» за тридцать? Нет? А ведь именно такими внешними данными наделил его Шекспир.
Если вы были на спектакле «Ромео и Джульетта», то видели, кто играет мать главной героини — пожилая женщина с явно расплывшейся талией. Но по тексту, сеньоре Капулетти едва исполнилось 28 лет. Её же доченька была не настолько наивна, как принято считать, а к моменту появления Ромео она знала науку страсти. Подобных нестыковок образов много, возможно, это из-за множества переводов и тяги людей привнести частичку своего в эти великие трагедии.
Если же говорить о самом герое статьи — Вильяме Шекспире, то вопрос о противоречиях возник в 18 веке. Поводом послужил просмотр архива. Первое, что бросается в глаза в тексте завещания, которое добыл архивариус Джозеф Грин, это неграмотность, скудный словарный запас и нечеловеческая жадность. Он подсчитал все в своем доме, вплоть до жестяной перечницы, но странность в следующем: он даже словом не обмолвился о дальнейшей судьбе своих произведений.
Обнародование этого заявления раскололо общество на тех, кто считает что Шекспир — это реальный человек, который играл в театре, писал произведения, вел семейный быт и умер в 52 года; и на тех, кто доказывает, что Вильям — безграмотный, прижимистый торговец солодом, чье имя использовалось в качестве псевдонима. Но кто использовал? Чаще всего указывают на Роджера Мэннерса, пятого графа Рэтленда. Хотя авторство приписывают и Бэкону, и королю Иакову, и королеве Елизавете, и даже группе скучающих аристократов.
Но остановимся на графе Рэтленде. Известно, что он был выпускником университета в Падуе, отлично владел пером, обожал театр, был женат на Елизавете — дочери английского поэта Филиппа Сидни. Умер он в 35 лет при невыясненных обстоятельствах, в 1612 году.
Шекспир же, по официальной версии, скончался в 1616 году. Не видите параллели? 4 года! Именно столько перед своей смертью Шекспир не писал ни слова. Творческий кризис? А может быть, просто некому было писать! Этой гипотезы придерживались Анна Ахматова, Марина Цветаева и Владимир Набоков.
К тому же достаточно взглянуть на изображения Шекспира и графа Рэтленда, чтобы увидеть необычайное сходство. Вообще существует пять известных изображений Вильяма Шекспира — гравюра, бюст из гипса, два портрета, выполненные маслом, и слепок. Ученые в один голос говорят, что все они, кроме гравюры, выполнены при жизни Шекспира, то есть до 1616 года. Более того, было установлено, что у изображенного человека существовала проблема со слезной железой над левым веком — признак начинающегося рака. Предварительное заключение офтальмологов — злокачественная опухоль. Может, это и есть та, не выясненная в те годы, болезнь, от которой скончался граф Рэтленд?
Впрочем, какая разница, кто написал эти нетленные произведения, которые дарят нам такой порыв эмоций, новый взгляд на мир. Это классика! И аналогов шекспировским трагедиям и сонетам еще не придумано, да и вряд ли это произойдет.