Опять двойка? И не только!

Реклама
Грандмастер

Классическая картина Федора Решетникова «Опять двойка!» — ее хотя бы один раз в жизни видел каждый. В каком учебнике она была? То ли в букваре, то ли в «Родной речи» — уже не помню. Но в память врезалась вместе с фамилией художника.

С удивлением для себя выяснил, что я об этом человеке практически ничего не знаю. Оказывается, это участник первых полярных экспедиций Советской России. Он много рисовал в полярных походах — и за одно это ему и слава, и почет. Он рисовал портреты, пейзажи, бытовые сценки. Причем (на мой взгляд) это не просто хорошая работа, это классика жанра. Сегодня его картины, рисованные и вылепленные шаржи смотрятся вполне современно.

И вот смотрю на двоечника — какая прелесть в этой картине! Во-первых, трое детей похожи друг на друга. Во-вторых, у каждого персонажа свой характер, выписанный предельно точно. В-третьих, быт передан в мельчайших подробностях.

Реклама

Кто главный в этой картине? Первое впечатление — двоечник. Но центральное место в картине занимает пес! Он выделен и цветом — самое яркое пятно в картине. Случайно? Даже если художник сделал это неосознанно, собака демонстрирует свою любовь к нашему герою — и это самое главное! Единственное существо, которого не волнует, что он принес из школы!

Кто следующий? Опять не двоечник. Мама! Правда, она не на переднем плане, чуть сзади, но ее красное платье выводит ее на второй план (после пса).

Следом идет наш герой, за ним его брат на велосипеде, а потом уже сестра с учебниками.

Еще пару слов об обстановке. Перед нами квартира — отдельная квартира! Обстановка по тем временам — для небедных людей. Мальчик на велосипеде — квартира достаточно велика, в ней можно кататься. На полу ковер — это вообще предмет роскоши! На стенке — часы с боем.

Реклама

Поэтому и у мамы на лице выражение, которое как бы говорит: «Чего тебе не хватает для учебы?» Кроме упрека, в лице и сожаление, и отчаяние. Что еще надо сделать, чтобы этот лентяй начал нормально учиться? И ее поза (бессильно опущенные на колени руки) тоже говорит об этом.

Каждый персонаж говорит! Младший (которому от старшего наверняка перепадают не только сладости, скорее, наоборот) с выражением торжества думает (это читается на его лице!): «Ага, опять! Сейчас тебе достанется!»

Сестра (отличница, по меньшей мере — хорошистка) смотрит на братца с упреком, свойственным передовикам учебы и производства: «Как ты так можешь? Тебе не жалко маму? Когда ты возьмешься за ум?» У нее всегда все в порядке, и галстук пионерский она надевает каждый день (еще бы, она не знает, что такое играть в хоккей, она вообще сушеная вобла!).

Реклама

А вот верный друг — он всегда рядом, всегда готов разделить все забавы, погулять, побегать! И его любовь — до облизывания замурзанной мордуленции своего приятеля и хозяина!

Конечно, герой наш не рад, что он проштрафился в очередной раз, что он огорчил маму. Он знает: ему еще кое-что грозит. Что, как вы думаете? Должен появиться папа!

Так ведь и у мамы дополнительные заботы: как смягчить папину реакцию? Тоже задача не из простых. А почему? Мама — домашняя хозяйка (середина дня, а она дома), отец — глава семьи. Кормилец. Его слово — закон! Чем обернется эта двойка для всех?

И двоечник это понимает, но ничего не может поделать! Ну, не нравится ему учеба — и все тут! И плевать, что порван портфель, что шапка неизвестно где! Главное — вырваться на улицу, к ребятам, на каток!

Реклама

Казалось бы, можно поставить точку. Но нет, это не конец истории. Этот лентяй получил-таки «Переэкзаменовку»! Логический финал. У всех каникулы, а он должен сидеть за учебниками, долбить науку. Вон в окне торчат сподвижники — а куда тронешься? И деревенский пес (не тот, который был в городе) сидит не шевелясь, сопереживая.

А обстановочка — еще та: бабушка только что поднялась с кресла, вышла попить или за чем-то еще. Но на стуле висит орудие наказания (так думается!) — полотенце, которым эта бабушка, обладательница капиталистических предрассудков в области воспитания детей, охаживает при необходимости своего строптивого внука. Судя по его совершенно убитому виду, такое уже случалось. Можно предположить, что рука у бабушки не из легких (а чего бы он был такой сумрачный?).

Реклама

И получается, как в старой истории: папа — доктор наук, мама — кандидат наук, а сына к поступлению в институт готовит бабушка, которая кончила четыре класса церковно-приходской школы.

Ну, поскольку мы все-таки оптимисты, есть надежда, что этот паренек все-таки одолеет стоящие перед ним рубежи, выгрызет из науки кусок гранита и получит за это аттестат.

В начале статьи я указал на то, что картина «Опять двойка!» была непременной принадлежностью школьных учебников (в мое время). Есть подозрение, что она присутствует в них до сих пор: в Сети есть методическое пособие, как написать сочинение по этой картинке (проверьте, эта статья соответствует методичке или нет).

С глубоким прискорбием констатирую факт, что педагоги не учитывают достижений психологии. Помещение такой картинки в учебники настраивает учеников на получение двоек, а не на хорошую учебу. Почему? Да потому что она несет в себе отрицательный заряд! Она портит настроение всем, кто на нее смотрит (кроме самих двоечников, которые смеются при взгляде на нее — они узнают сами себя). Есть в этом некоторое противоречие: прекрасная картина великолепного художника, а приводит вот к такому эффекту!

Ну, и последний вопрос: как же все-таки пробудить интерес ребенка к учебе? Точного ответа дать не могу, даю только рекомендацию: прячьте от него эти картинки подальше, пока он учится! Допускайте к просмотру картин только после окончания школы!

Реклама