Космогония
В русской традиции сохранилось поэтическое свидетельство связи пчелы с образом Мирового дерева: «Вырастало деревце да кипарисовое … посередь-то деревца да пчёлы яры гнезда вьют…» И по скандинавскому мифу дерево Иггдрасиль пропитано живительным священным медом.
Это крошечное создание в боевой полосатой раскраске (которую А. Городницкий назвал тигриной) участвует в космогонических мифах и преданиях, самоотверженно выступая на стороне бога против злого духа. Правда, случается пчелке и пострадать. Так, по румынской легенде ее ранил сатана, отметив навеки тельце тонким разрезом.
Среди богинь
Великая Мать Лада русичей породила людей от вибраций Небесного Пчельника. Артемида Эфесская именовалась священной Пчелой, пчелами-медуницами назывались жрицы ее святилища, а жрецы-евнухи — трутнями. Служительницы храмов Деметры, Персефоны, Афродиты звались так же. В этом качестве пчела символизировала девственность.
Отсюда и поверье, что если девушка пройдет невредимой вблизи роящихся пчел, она невинна, даже если провела ночь рядом с мужчиной. И не только в греко-римской традиции. В Англии даже считалось, что если пчелы устраивают улей на крыше дома, значит, дочери хозяина не выйдут замуж.
Дева Мария тоже избрала своим символом крылатую труженицу, которую украинцы поэтому называли святой, а германцы — божьей птицей и птицей Марией. Священная Бригитта воспроизвела слова Богоматери:
Я воистину была ульем, когда самая священная пчела — Сын Божий — поселилась в моём чреве.
В обществе громовержцев
Зевс Критский родился в пчелином дупле и был вскормлен пчелами, потому они и стали его атрибутом. На Руси с пчелой связаны Егорий и Илья, которые так или иначе являются трансформациями образа громовержца, а также символические огонь и вода — орудия громовника. У румын сохранились предания о том, что пожар, возникший от молнии Ильи, можно потушить только водой, смешанной с мёдом, или самим мёдом, освящённым в Ильин день.
Символ души
Пчела в греческой и арийской традициях воспринималась как аллегория души. Она вместе с медом была связана с культом мертвых. Изображенные на гробницах пчелы были символами бессмертия и воскрешения, возможно, потому, что зимняя спячка пчел истолковывалась как их временная смерть. Поэтому и мед посвящался хтонической богине Гекате. А ведь именно дикий мед в золотом веке Эллады считался амброзией, пищей богов.
Существовали обычаи приглашать пчел на похороны, драпировать улей трауром и употреблять мед в ритуальных возлияниях, а также обмазывать им тело умершего. У Вергилия пчела — дыханье жизни, у Порфирия — все пчелы были душами умерших нимф (жриц), служивших Афродите. Неоплатоники почитали пчелу как символ чистой души, способной вознести человека после его смерти в высшие сферы.
«Пчелиным путем» представляется в описании германцев воздух, заполненный душами мертвых. В финно-карельском эпосе «Калевала» мать Лемминкяйнена использовала волшебный мед для оживления своего сына, и в этом ей помогала пчела.
У христиан летающая в воздухе пчела — душа, вступающая в Царство Небесное. Это символ ее бессмертия, возрождения, чистоты. Христиане часто сравнивают себя с пчелами, а церковь — с ульем. Пчела, изображенная на могильном камне (в христианских катакомбах), — символ воскрешения, второго пришествия Христа.
Весенний почин
Пчела, возвращающая жизнь земле, запечатлена в старинных русских причитах: «Ты пчелынька, пчела ярая! Ты вылети с заморья, ты вынеси ключики, отомкни летичко, летичко теплое, лето хлебородное!». Бог посылает Зосиму и Савватия принести на Русь «божью работницу» пчелу (Свиридина и Свиридину,
У древних славян пчела стала символом любви, соединяющей «сладость меда и горечь жала». Убить ее считалось святотатством. В русском фольклоре существует много сказок, в которых пчела помогает герою опознать свою любимую, зачарованную среди подобий (садится ей на щёку).
Идеал социальной структуры
В древности пчел почитали как правителей царства насекомых. Ликург взял за образец системы государственного устройства Спарты пчелиный улей. Порфирий приравнивал символ пчелы к справедливости и трезвости, а Сенека — к монархии. Древние греки приписывали им дар узнавания людей нечестных, подлых, а также возводили в ранг идеала трудолюбия и послушания.
Славянские фольклорные источники тоже обнаруживают влияние культа пчелы на социальное устройство: «…есть пчельник небесный и есть пчельник земной, а Бог это водитель пчел». Сообщество людей — тоже пчельник, имеющий свою вибрацию, связанную с продолжением жизни и сообщества, и человека.
У христиан пчелы символизируют прилежание, трудолюбие, чистоту, бережливость, осторожность, благоразумие, взаимопомощь, упорядоченное и благочестивое сообщество. Св. Амвросий сравнивал церковь с ульем, а христианина — с пчелой, которая неустанно трудится и остается преданной своему улью. Пчела, которая, как считается, никогда не спит, означает рвение и бдительность.
Дар слова
Скандинавский бог Один даровал людям поэзию, выкрав священный мед из скалы великанов. В других традициях европейской культуры рассказывается о проповедниках и ораторах, которым в младенчестве на губы усаживался пчелиный рой. Вот и Платона называли «Пчелой Афин», равно как Софокла и др. И выражение «медоточивая речь» тоже не случайно.
Вот сколько значений имел образ пчелы!