Мне кажется, с известными детскими сказками происходит то же самое: мы столько раз их слышали и рассказывали сами, что не обращаем внимания на некоторые, мягко говоря, странные вещи.
Уезжая на дачу в эти выходные, мы взяли с собой сборник стихов Чуковского (для организации досуга ребенка). У меня было время внимательно (это — ключевое слово) прочесть все, что поэт сотворил для детей. Господа, это просто ужастики какие-то! Пойдем по порядку…
Открывает сборник сказка «Тараканище». Если опустить своеобразную манеру описания испуга («Бедный крокодил жабу проглотил!», нормально, да? Крокодил бедный, а не жаба!), то на первом месте по произведенному эффекту строчки:
— Принесите-ка мне, звери, ваших детушек,
Я сегодня их за ужином скушаю!
…
Плачут они, убиваются,
С малышами навеки прощаются.
Мрачненько как-то. Что может извлечь из этого ребенок? То, что родительская любовь не всегда спасает ребенка от «отдачи» на съедение?
Идем дальше — «Мойдодыр». Вы помните, чем грозил этот колченогий умывальник малышу?
И тебе головомойку,
Неумытому, дадут —
Прямо в Мойку,
Прямо в Мойку
С головою окунут!
Когда эти дети выросли, наша страна узнала слово «рэкет». Неудивительно, да? Ну, а как вам такая картинка:
А за ними пирожок:
— Ну-ка, съешь меня, дружок! -
А за ним и бутерброд:
Подбежал — и прямо в рот!
Групповой суицид какой-то…
Переворачиваем страницу — «Муха-Цокотуха». Если говорить о кровавых сценах, то вне конкуренции строки:
Руки-ноги он Мухе веревками крутит,
Зубы острые в самое сердце вонзает
И кровь у нее выпивает.
Кроме этого, неоднозначную реакцию вызывают слова Комара:
— Я злодея зарубил,
Я тебя освободил
И теперь, душа-девица,
На тебе хочу жениться!
Лично мне это напоминает известный анекдот: «Поцеловал Иван-Царевич Спящую красавицу и давай на ней жениться!» Вот так, ребята, за все в этой жизни надо платить!
Что у нас дальше? О! «Крокодил»! По моему глубокому убеждению, текст этой сказки нужно переслать в Голливуд — хороший режиссер сделает из нее роскошный фильм ужасов о нашествии диких зверей на мегаполис:
Вставай же, сонное зверье!
Покинь же логово свое!
Вонзи в жестокого врага
Клыки, и когти, и рога!
То есть, здесь уже дело не обошлось несколькими кровавыми сценами, тут сам сюжет «шепчет». Но без ярких иллюстраций и красочных определений автор нас, конечно же, не оставил:
Но тебя, кровожадную гадину,
Я сейчас изрублю, как говядину.
Мне, обжора, жалеть тебя нечего:
Много мяса ты съел человечьего.
Следующая по списку сказка — «Айболит». Казалось бы, куда уж добрее? Ан нет… Вы помните историю про зайчика?
Мой зайчик, мой мальчик
Попал под трамвай!
Он бежал по дорожке,
И ему перерезало ножки…
Кто объяснит мне смысл появления этого эпизода в детской сказке? Если он должен был предостеречь детей от трамваев, то нужно было сказать, что зайчик бежал не по «дорожке», а по трамвайным путям, что он убежал туда без мамы… в конце концов, что последствия необратимы! Айболиту следовало поставить зайца на протезы или костыли! А в том виде, как она есть, сказка говорит только о том, что трамвай может подстеречь вас, где угодно, но пришить новые ножки — не проблема!
Самого Айболита ужасы детской поэзии, казалось бы, миновали. Но Корней Иванович наверстывает это упущение в сказке «Бармалей»:
Но злодей Айболита хватает
И в костер Айболита бросает.
И горит и кричит Айболит:
— Ай, болит! Ай, болит! Ай, болит!
Но сильнее всего впечатлил меня в этой сказке даже не эпизод с Айболитом (к явным ужасам я на этот момент уже попривыкла), а «мирная», по замыслу автора, сцена, которая иллюстрирует беззаботное времяпрепровождение двух детей на африканских просторах:
Со слонами на ходу
Поиграли в чехарду!
Честно говоря, я удивлена, что на этом сказка не закончилась. Если вы знаете, что такое «чехарда», вам будет понятно мое удивление.
В общем, перечислять можно долго и нудно. Ведь даже крохотная песенка «Дженни» вместила в свои четыре строчки огромную детскую трагедию:
Дженни туфлю потеряла,
Долго плакала, искала.
Мельник туфельку нашел
И на мельнице смолол.
Не будем задумываться о качестве получившейся муки, подумаем о чувствах маленькой девочки и о мотивах здорового мужика.
Из всего этого у меня сформировался один большой вопрос: «ЗАЧЕМ?» Зачем все это в детских сказках написано человеком, который утверждал: «Все дети в возрасте от двух до пяти верят (и жаждут верить), что жизнь создана только для радости, для беспредельного счастья, и эта вера — одно из важнейших условий для их нормального психического роста»?
На следующие выходные запланировано взять с собой «Сказки»