На Руси считалось, что в воронов могли превращаться черти и ночью поджигать кровли или кружить над домом умирающего колдуна. Ворон на крыше истолковывался как знак проживания в нём ведьмы. Души злых людей представлялись также в виде воронов (ворон).
Народ отразил в фольклоре недовольство птицей за хищность, кровожадность и разбой. Неслучаен повторяющийся мотив выклёвывания Вороном глаз жертвы и перевод «карр!» как «кровь!». По преданию, Бог проклял ворону за попытку пить капавшую из ран Христа кровь. Чтобы уберечь цыплят от ворон, наши предки вывешивали во дворе убитую сороку, а чтобы ружьё било без промаха, его дуло полагалось смазать вороновой кровью.
В других традициях образ Ворона имел явно шаманский характер, он являлся посредником между мирами и стихиями. В этом качестве птица общается, наряду с Подземьем, также с Землёй и Небом. Особенно наглядно это просматривается в палеазиатской и индейской культурах. На Севере Ворон воспринимается как медиатор (усиливающий передатчик): между летом и зимой, сухим и влажным; солёной и несолёной влагой. А связь его с сухим сезоном почти универсальна. Именно сухостью кое-где объясняется неблагозвучие карканья.
В роли посредника между водой и сушей он участвует в мифах о потопе. Ворон достаёт горсть земли со дна моря; он добывает воду и делает реки, причём пресную речную воду он иногда берёт у хозяев солёного моря. Аналогично он медиатирует (не медитирует!) между мужским и женским началом, между человеческим и животным.
Люди наделили Ворона правами хранителя подземных сокровищ, даром их обнаруживать и добывать. Крылатый чёрный сторож якобы бережёт клады, спрятанные в земле, а в своём гнезде коллекционирует невидимые человеческому глазу золото, серебро и драгоценные камни. Насобирав, он осыпает ими голову и хвост (врановые ведь очень неравнодушны к блестящим предметам). У славян было поверье о злом духе в образе черной птицы, которая крадёт и носит своему хозяину богатство за то, что тот держит его за печью, гладит, кормит яичницей и… не избавляется от помёта. Отсюда и примета, что если вас «пометила» птичка — это к богатству (к деньгам).
С другой стороны, во многих сказаниях Ворон спасает оказавшихся на краю гибели. И даже Библия сообщает о том, как Ворон помог избежать голодной смерти в пустыне пророку Илии. В былинах он даёт советы богатырям, приносит героям живую и мёртвую воду. А в сказке Ворон Воронович, являясь владыкой Подземного мира, представлен самым старшим, богатым и могущественным. За него отдают замуж самую юную и прекрасную дочь или сестру князя/царя/старика. Он владеет живой и мертвой водой, обладает даром предвидения, является самым мудрым. И верховного бога Одина сопровождают мудрые вороны Хугин и Мунин — «думающий» и «помнящий».
Но в качестве мудреца Ворону случается быть связанным с глупостью, выступая то умным и многоопытным, то плутом-трикстером.
Много упоминаний о мудрости Ворона в античной мифологии. Он (или его тёзка женского рода) сопровождает Кроноса (Сатурна), Аполлона, Афину, Асклепия. Об Аполлоне, превращавшемся в Ворона и имевшем эту птицу своим вестником, стоит сказать подробнее. Получив от неё сообщение об измене возлюбленной с забавным именем Коронида (т.е. Ворона), по словам Овидия:
ожидавшему тщетно награды
за откровенную речь,
меж белых птиц оставаться.
Увы, в качестве предсказателя он прилетает с достоверными, но дурными вестями. В скандинавских мифах Ворон предвещал гибель героев. На Руси вороньи стаи считались предзнаменованием набега татар, его крик был дурной приметой для пастухов, охотников и рыболовов, в похоронных причитаниях говорилось, что смерть залетает в окно чёрным вороном. Вместе с тем, за ним (как и за вороной) признают честь опознания вора. Эта птица однажды уличила в краже коней св. Петра. (Недавно, кстати, довелось прочитать о том, как путник обернулся на неожиданный и очень громкий «каррр!» и увидел благодаря этому приготовившегося к нападению млекопитающего хищника).
В древних представлениях Ворону порой отводилась роль шамана-демиурга, создателя мира или, как минимум, великого культурного героя. Это центральный персонаж фольклора чукчей, коряков, ительменов, северо-западных индейцев, северных атапасков и отчасти — эскимосов. Ворон создаёт свет и небесные светила, сушу и рельеф местности, людей и зверей; он добывает пресную воду у хозяев моря, раскрашивает всех птиц (а сам превращается из белого в чёрного), закладывает начала рыболовства.
В качестве первопредка Ворон выступает в фольклоре коряков и ительменов, где он — патриарх «вороньего» семейства, от которого произошли люди; у него большая семья; он защищает своих детей от злых духов, помогает в устройстве их браков,
А в Китае Ворон и вовсе был солярным знаком: он олицетворял лишние девять солнц, подбитые стрелком, и символизировал могущество. В митраизме означал первую ступень посвящения, был слугой Солнца.
Вот так, снизу доверху, в мифологическом пространстве находится место для Ворона, который бывает разным… Совсем как человек, да?