Сколько самолетов сбили на двоих летчики Грицевец и Горовец?

Реклама
Грандмастер

В сегодняшнем выпуске «Летописи войны» я расскажу сразу о двух летчиках, которых часто путают из-за внешней схожести фамилий. Собственно, и наш военрук, подполковник ВВС запаса, рассказывая о самом ярком воздушном бое, в котором летчик Горовец сбил сразу девять (!) фашистских самолетов, время от времени называл героя то Горовец, то Грицевец. Тогда я еще не знал, что в истории остались и один, и второй.

Кстати, оба воздушных аса родились в Белоруссии. Сергей Грицевец — 16 сентября 1909 года в деревне Боровцы Барановичского района, а Александр Горовец — 12 марта 1915 года в деревне Мошканы Витебской области. Словом, были представителями одного поколения. И в армию были призваны практически одновременно: Сергей в 1931 году, а Александр в 1932-м.

Реклама

Перелет из Китая в Испанию

Весной 1938 года Сергей Иванович Грицевец написал рапорт по команде с просьбой отправить его в район боевых действий в Китай, где советские летчики вели воздушные бои с японцами. В один из майских дней летную часть облетела новость: капитану Грицевцу удалось в одном бою сбить два японских аэроплана.

Самураи объявили за ним охоту, а потому командование приняло решение отправить удачливого летчика из Азии в Европу. Во всяком случае, через неделю Сергей уже поднимал свой «ишак» (И-16) в раскаленное испанское небо, где республиканцы бились с пилотами генерала Франко.

Грицевец первым применил интересную тактику в атаке. Вместе со своими подчиненными он забирался на высоту до 7 км (куда, кстати, без кислородных масок подниматься запрещалось из-за возможного кислородного голодания). Но летчики были молоды и дерзки, настоящие сталинские соколы, которые в воздушном бою смело обрушивались на самолеты франкистов, не очень-то обращая внимание ни на плохие погодные условия, ни на численный перевес противника.

Реклама

Чьи слова повторял капитан Титаренко?

Возможно, кому-то покажется, что франкисты не имели достаточных навыков ведения воздушного боя, но самолеты «Фиат», которые были на вооружении у испанских фашистов, отнюдь не были похожи на летающие этажерки. И для того чтобы завалить врага, приходилось попотеть.

Грицевец одним из первых предложил обратить самое пристальное внимание на меткость стрельбы. Он всегда учил молодых летчиков:

«В бою у тебя будет, может, всего одна секунда на то, чтобы выстрелить очередью. А значит — нужно научиться стрелять так, чтобы ни одна пуля не отправилась в «молоко».

Помните одно из «золотых правил» капитана Титаренко из фильма «В бой идут одни старики» — в бою нужно крутить головой на 360 градусов? Эта «формула» принадлежит именно Сергею Грицевцу.

Реклама

А всего за несколько месяцев боев в Испании ему удалось сбить 30 самолетов противника. После возвращения отважного летчика в Москву, 22 февраля 1939 года, накануне очередной годовщины создания РККА, вышел указ о присвоении ему высокого звания Героя Советского Союза.

Из-под носа у японцев

Казалось бы, Грицевец добился высокого звания и может спокойно готовить летные кадры для ВВС. Но с первых же дней монгольского конфликта летчик запросился на фронт.

К тому времени Квантунской армии удалось добиться господства в воздухе, а это уже приравнивалось к катастрофе. В результате многие советские летчики, участвующие в конфликте с первого дня, были арестованы, отправлены в лагеря, где и были большей частью расстреляны. А взамен из Москвы прибыло сразу 48 пилотов, имевших боевой опыт. Это решило исход боевых действий.

Реклама

26 июня 1939 года Грицевец совершил свой знаменитый подвиг. Самолет командира полка майора Забалуева из-за поломки двигателя был вынужден совершить посадку в 60 км от передовой, в тылу японских войск. Но прежде чем самураи подбежали к нашему поврежденному самолету, рядом с командирским сел «ишачок» Грицевца. Под вражеским огнем сбитые летчики перебрались в самолет спасателя и сумели упорхнуть перед самым носом японцев. Этот эпизод в разных интерпретациях вошел в несколько фильмов о войне…

За этот и другой подвиги (на Халхин-Голе Грицевец сбил 11 самолетов противника) ему было присвоено звание Дважды Герой Советского Союза.

К сожалению, это были последние бои отважного летчика. За день до начала операции по вторжению в Польшу, 16 сентября 1939 года, во время руления перед взлетом в его самолет врезался «ишачок» однополчанина. Грицевец погиб на месте…

Реклама

Он не знал, что большинство его боевых друзей вскоре будут арестованы органами НКВД, и из лагерей были освобождены очень немногие. Судя по независимому характеру Грицевца, который любил резать в глаза правду-матку, его арест был делом практически решенным…

Как прорвало!

Вернемся к Александру Горовцу. К июлю 1943 года за год непрерывных боев ему удалось совершить 74 боевых вылета, принять участие в 10 воздушных боях, в которых Александр Константинович лично сбил 2 самолета противника и еще 6 самолетов в группе.

— Не везло ему в воздушных боях, — рассказывал мне в Минске зимой 1984 года знаменитый Борис Ковзан, Герой Советского Союза, единственный летчик, совершивший сразу четыре воздушных тарана и оставшийся в живых, — а тут как прорвало!

Реклама

В том воздушном бою, 6 июля 1943 года, Ковзан был рядом с Горовцом, когда наши истребители обнаружили группу из 20 «юнкерсов». Горовец со своим ведомым Рекуновым замыкали строй из нескольких наших истребителей. Александр не смог сообщить своим, что ввязывается в бой, у него вышла из строя рация. Помощи ожидать было неоткуда — наша эскадрилья уже ушла на свой аэродром.

Но фашисты напрасно решили, что уничтожат советских пилотов не уменьем, так числом. Горовец один за другим сбил 8 «юнкерсов» и пришедших им на помощь «мессеров». Во время девятой атаки он обнаружил, что боеприпасы закончились. Но Александр не растерялся, срезав хвостовое оперение у фашистского истребителя. Гитлеровец развалился на куски, а Горовец на поврежденном самолете попытался дотянуть до своих.

Реклама

Внезапно из-за туч вынырнула четверка «фокке-вульфов». Наш израненный и обезоруженный самолет стал очень легкой добычей…

Примечательно, что долгие 14 лет Александр Горовец считался пропавшим без вести. Но в 1957 году юные следопыты села Зоринские Дворы Ивнянского района Белгородской области обнаружили самолет с останками летчика. Его личность удалось установить по партийному билету и удостоверению личности. А звание Героя Советского Союза Горовцу было присвоено 28 сентября 1943 года (посмертно)…

Сколько же самолетов на двоих сбили Грицевец и Горовец? 53 лично и еще несколько в группах. Низкий вам поклон, летчики, не вернувшиеся из полетов…

Реклама