Кстати, оба воздушных аса родились в Белоруссии. Сергей Грицевец — 16 сентября 1909 года в деревне Боровцы Барановичского района, а Александр Горовец — 12 марта 1915 года в деревне Мошканы Витебской области. Словом, были представителями одного поколения. И в армию были призваны практически одновременно: Сергей в 1931 году, а Александр в 1932-м.
Перелет из Китая в Испанию
Весной 1938 года Сергей Иванович Грицевец написал рапорт по команде с просьбой отправить его в район боевых действий в Китай, где советские летчики вели воздушные бои с японцами. В один из майских дней летную часть облетела новость: капитану Грицевцу удалось в одном бою сбить два японских аэроплана.
Самураи объявили за ним охоту, а потому командование приняло решение отправить удачливого летчика из Азии в Европу. Во всяком случае, через неделю Сергей уже поднимал свой «ишак» (И-16) в раскаленное испанское небо, где республиканцы бились с пилотами генерала Франко.
Грицевец первым применил интересную тактику в атаке. Вместе со своими подчиненными он забирался на высоту до 7 км (куда, кстати, без кислородных масок подниматься запрещалось из-за возможного кислородного голодания). Но летчики были молоды и дерзки, настоящие сталинские соколы, которые в воздушном бою смело обрушивались на самолеты франкистов, не очень-то обращая внимание ни на плохие погодные условия, ни на численный перевес противника.
Чьи слова повторял капитан Титаренко?
Возможно, кому-то покажется, что франкисты не имели достаточных навыков ведения воздушного боя, но самолеты «Фиат», которые были на вооружении у испанских фашистов, отнюдь не были похожи на летающие этажерки. И для того чтобы завалить врага, приходилось попотеть.
Грицевец одним из первых предложил обратить самое пристальное внимание на меткость стрельбы. Он всегда учил молодых летчиков:
«В бою у тебя будет, может, всего одна секунда на то, чтобы выстрелить очередью. А значит — нужно научиться стрелять так, чтобы ни одна пуля не отправилась в «молоко».
Помните одно из «золотых правил» капитана Титаренко из фильма «В бой идут одни старики» — в бою нужно крутить головой на 360 градусов? Эта «формула» принадлежит именно Сергею Грицевцу.
А всего за несколько месяцев боев в Испании ему удалось сбить 30 самолетов противника. После возвращения отважного летчика в Москву, 22 февраля 1939 года, накануне очередной годовщины создания РККА, вышел указ о присвоении ему высокого звания Героя Советского Союза.
Из-под носа у японцев
Казалось бы, Грицевец добился высокого звания и может спокойно готовить летные кадры для ВВС. Но с первых же дней монгольского конфликта летчик запросился на фронт.
К тому времени Квантунской армии удалось добиться господства в воздухе, а это уже приравнивалось к катастрофе. В результате многие советские летчики, участвующие в конфликте с первого дня, были арестованы, отправлены в лагеря, где и были большей частью расстреляны. А взамен из Москвы прибыло сразу 48 пилотов, имевших боевой опыт. Это решило исход боевых действий.
26 июня 1939 года Грицевец совершил свой знаменитый подвиг. Самолет командира полка майора Забалуева из-за поломки двигателя был вынужден совершить посадку в 60 км от передовой, в тылу японских войск. Но прежде чем самураи подбежали к нашему поврежденному самолету, рядом с командирским сел «ишачок» Грицевца. Под вражеским огнем сбитые летчики перебрались в самолет спасателя и сумели упорхнуть перед самым носом японцев. Этот эпизод в разных интерпретациях вошел в несколько фильмов о войне…
За этот и другой подвиги (на Халхин-Голе Грицевец сбил 11 самолетов противника) ему было присвоено звание Дважды Герой Советского Союза.
К сожалению, это были последние бои отважного летчика. За день до начала операции по вторжению в Польшу, 16 сентября 1939 года, во время руления перед взлетом в его самолет врезался «ишачок» однополчанина. Грицевец погиб на месте…
Он не знал, что большинство его боевых друзей вскоре будут арестованы органами НКВД, и из лагерей были освобождены очень немногие. Судя по независимому характеру Грицевца, который любил резать в глаза правду-матку, его арест был делом практически решенным…
Как прорвало!
Вернемся к Александру Горовцу. К июлю 1943 года за год непрерывных боев ему удалось совершить 74 боевых вылета, принять участие в 10 воздушных боях, в которых Александр Константинович лично сбил 2 самолета противника и еще 6 самолетов в группе.
— Не везло ему в воздушных боях, — рассказывал мне в Минске зимой 1984 года знаменитый Борис Ковзан, Герой Советского Союза, единственный летчик, совершивший сразу четыре воздушных тарана и оставшийся в живых, — а тут как прорвало!
В том воздушном бою, 6 июля 1943 года, Ковзан был рядом с Горовцом, когда наши истребители обнаружили группу из 20 «юнкерсов». Горовец со своим ведомым Рекуновым замыкали строй из нескольких наших истребителей. Александр не смог сообщить своим, что ввязывается в бой, у него вышла из строя рация. Помощи ожидать было неоткуда — наша эскадрилья уже ушла на свой аэродром.
Но фашисты напрасно решили, что уничтожат советских пилотов не уменьем, так числом. Горовец один за другим сбил 8 «юнкерсов» и пришедших им на помощь «мессеров». Во время девятой атаки он обнаружил, что боеприпасы закончились. Но Александр не растерялся, срезав хвостовое оперение у фашистского истребителя. Гитлеровец развалился на куски, а Горовец на поврежденном самолете попытался дотянуть до своих.
Внезапно из-за туч вынырнула четверка «фокке-вульфов». Наш израненный и обезоруженный самолет стал очень легкой добычей…
Примечательно, что долгие 14 лет Александр Горовец считался пропавшим без вести. Но в 1957 году юные следопыты села Зоринские Дворы Ивнянского района Белгородской области обнаружили самолет с останками летчика. Его личность удалось установить по партийному билету и удостоверению личности. А звание Героя Советского Союза Горовцу было присвоено 28 сентября 1943 года (посмертно)…
Сколько же самолетов на двоих сбили Грицевец и Горовец? 53 лично и еще несколько в группах. Низкий вам поклон, летчики, не вернувшиеся из полетов…