Скупые краски, по словам Фаниля Шаймухаметова, помогают передать эмоциональный замысел его работ. «Деревенская жизнь — тяжелая, хочется при помощи цвета это передать», — поясняет график. На самом деле значение цвета в его работах куда обширнее. Это не только знак тяжелых однообразных будней. Скупые краски придают картинам колорит историчности и даже в какой-то степени мифологичности. Они уводят зрителя за пределы привычного созерцания знакомых предметов к осознанию их вневременной значимости.
На фоне экстравагантных поисков современных художников его работы смотрятся совсем не модно и не современно. Но он пишет — а точнее печатает — то, что ему близко, дорого и понятно. То, что он может делать с душой. И впредь собирается работать только с полной самоотдачей.
«Дары осени», «Молодая картошка» — неброские краски и четкие линии удивительным образом передают тепло вечных — простых и осязаемых — ценностей крестьянской жизни. Утомленные, измученные лица, согбенные фигуры, узловатые пальцы выдают людей, вся жизнь которых прошла в тяжком физическом труде. Но что-то есть в этом важное, что не дает картинам быть мрачными. Любовь к своей малой родине и к той жизни, которая выпала на долю.
Одна ненужная черта — и такая работа испорчена. Несмотря на трудоемкость техники — вымирающей техники создания линогравюр — Фаниль Шаймухаметов остается ей верен. Правда, испытывая цветовое голодание, он решил разнообразить палитру своих произведений. И весьма удачно. Коллекция его цветных линогравюр в прошлом году победила в номинации «Графика» на конкурсе «Золотая палитра», посвященном 250-летию Российской академии художеств.
Цветная линогравюра — техника довольно сложная. Каждое произведение создается из четырех листов: рисунок наносится на кусок линолеума, вырезается, после чего каждый цвет печатается на листе отдельно. Чтобы получилось нечто подобное, нужно сделать несколько клише.
Хорошо продуманная композиция и сюжет позволяют полотнам Фаниля Шаймухаметова рассказывать целые истории. Его коллекция портретов никому неизвестных обычных селян — история современности в лицах. Лица эти часто обыденны, некрасивы, но доброта и простота в них покоряет.
Пригорюнилась старуха, вспоминая о своей молодости, о том времени, когда она не ведала забот и была сильна и прекрасна. Там, за ее спиной, при месяце нарисована молодая девушка — и мы понимаем, что это лишь ее воображение. Теперь ее плечи сутулы, лицо избороздили морщины, но нет сожаления о напрасно потраченном времени. Ибо жизнь эта была продиктована законами природы, времени и необходимости.
На многих картинах изображен полумесяц: он напоминает то серп, то дорогу, то расписной гребень. Вот полумесяцем изогнута дорога, по которой джигит мчится к своей возлюбленной, вот полумесяц качается, как люлька, в которой спит красавица, по полумесяцу уходит в даль похоронная процессия. Символ жизни по мусульманским канонам сопровождает героев художника от колыбели до последнего пути: его острые края — начало и конец всего существующего.
Здесь будничность соприкасается с небытием, а бытие посредством знака — с бытом. Причем, природа и быт в работах Фаниля Шаймухаметова настолько связаны, настолько взаимодополняют друг друга, что картины его становятся глубоко одухотворенными: за обыденной жизнью человека всегда чувствуется дыхание вечности, за простыми предметами — неизведанное космическое пространство. Эти гравюры рассказывают о том, что все в этом мире имеет значение, и какой бы ни была жизнь человека, смысл ей придают вечные ценности.