Художественный витраж появился ещё в древности. В самом древнем государстве современной цивилизации, которое находилось на берегах Нила, найдены следы применения цветного стекла. В нём египтян, а позднее и римлян, привлекали в первую очередь свойства цветного стекла по-особому преломлять свет и делать так, чтобы из него выходили необычные, играющие на солнце разноцветные лучи.
Но подлинный расцвет витражного искусства начался в Западной Европе в эпоху Ренессанса. Тогда духовенство, набравшее силу, стало большим поклонником такого вида творчества. И поэтому цветные стёкла появились во многих отстроенных в ту эпоху соборах и храмах.
Не отставали от духовенства и представители купечества. В то время это были венецианцы. Именно они создавали материалы для художественного витража — цветное стекло.
Что касается России, то витражное искусство здесь начало развиваться только в XVII веке: в основном из-за того, что в православном храме запрещалось изображать священные действа на стекле, которое считалось хрупким материалом. Все такие картины писались на иконах и фресках. Да и начинался этот удивительный вид искусства на Руси не со стекла, которое было безумно дорого, а со слюдяных изделий.
Но вот что интересно, в XIX веке бурный расцвет витражного искусства был и в Европе, и в России, и по всему цивилизованному миру. Именно в это время художественному витражу стали придавать элементы таинственности и магического предназначения. А во второй половине XIX века появилась первая и ныне всемирно известная техника изготовления художественного витража — техника Тиффани.
XX век, как и подобает веку научно-технических революций и прогресса, внёс свои уникальные особенности в витражное мастерство, прежде всего, в его технологическую часть. Появилось несколько новых техник, таких как фьюзинг и кастинг, и технологий, которые позволяют использовать витражи в современных оконных материалах — стеклопакетах.
Таким образом, художественный витраж — это технология + красота + искусство + человеческая потребность. А появился он тогда, когда необходимо стало развивать творческое начало, к которому тесно примкнула религиозность и образ жизни, в противоположность грубому быту тогдашнего времени.
Художественный витраж с каждым этапом переходил на более высокий уровень своего развития. Если в самом начале это были простейшие композиции из цветного стекла, то с течением времени они видоизменились до красивейших мозаик с определённым смыслом. А если художественные витражи вставляются в стеклопакеты, то с их помощью в жилище проникает цветной солнечный свет, оказывая благотворное влияние на здоровье человека (своего рода цветотерапия).
Пробуйте, экспериментируйте и наслаждайтесь красотой художественного витража!