Думаю, все знакомы с произведением А. Чехова. Но все ли знают, что писатель повествует о жизни известного русского дрессировщика Владимира Леонидовича Дурова и его питомцев? Как-то актер нашел на улице собаку и начал заниматься c ней дрессировкой. Скоро нашелся ее настоящий хозяин. Дурову пришлось заплатить ему «кругленьную» сумму, чтобы не расставаться со своей новой «артисткой».
Прежде, чем мы познакомимся с цирковой династией Дуровых, несколько слов об этом славном роде, которому в этом году исполнилось 145 лет. Предки династии восходят к польским дворянам Туровским. В ХVI веке обрусевшие Туровские стали Туровами, а затем для легкости произношения — Дуровыми. Кому неизвестна своими подвигами в 1812 году «кавалерист-девица» Надежда Дурова? В этом роду был поэт, публицист и переводчик Сергей Дуров.
Это род знаменит своей цирковой династией. Преданно служили отечеству ее основатели, братья Дуровы — Владимир (1863−1934) и Анатолий (1864−1916). Рано осиротев, два брата оказались в семье своего крестного отца Н. Захарова, юриста, который определил их в Московский кадетский корпус. Но учеба братьев не интересовала. И хотя характерами они отличались, их объединяла общая любовь к цирку.
Трудно сказать, как это произошло. Может быть тогда, когда их бабушка повела впервые в цирк, и они увидели ярко-сверкающую арену, услышали музыку оркестра, от звуков которого у братьев сжалось сердце от восторга… Анатолий и Владимир поняли, что нашли свое призвание. Крестный отец отнесся к их увлечению с насмешкой: «Жизнь клоуна бесполезна, поймите. Зачем казаться смешнее, чем ты есть?» Братья ушли из дома, но каждый пошел своей «дорогой».
Анатолий мечтал быть клоуном, а потому охотно познавал науку акробатики. Владимира же привлекали животные.
Познакомившись с фокусником С. Ринальдо, Анатолий в 18 лет попал в цирк, где его озорное выступление на арене было с радостью принято зрителями. В молодости Анатолий выбеливал лицо и ярко красил губы. Он всегда стремился удивить публику. То он был «белым» клоуном, то — «черным», вымазав себя гуталином. Со временем он, как и его брат, перестал использовать грим. Цирк много путешествовал по городам и селам России, и везде выступления Анатолия шли на «Ура!»
В это же время его брат, Владимир стал обучаться в цирке-зверинце Г. Винклера на Цветном бульваре в Москве. Он брался за любую черновую работу, лишь бы быть рядом с животными. Однако, понимая, что для работы нужны знания, Владимир заканчивает училище, где готовили учителей для земских школ. При этом в качестве вольного слушателя постоянно посещает лекции физиолога И. Сеченова в Московском университете.
Об успехах братьев Дуровых заговорили в 1890 году. Именно в это время Анатолий показывает свое искусство в Австрии, Германии, Испании и Франции. Когда вышла в России книга Жерара де Нерваля «Король шутов», Анатолий стал писать на своей афише слова: «Король шутов, но не шут королей». Кстати, надо сказать, что Дуровы первыми из клоунов стали выступать под своими именами и беседовать с публикой.
Анатолий был не только красив и обаятелен, но и дерзок. Он безбоязненно критиковал власть имущих, весело выступал против взяточничества и бюрократизма. О том, что у клоуна Анатолия Дурова «злой» язык, знали многие. Об актере часто по Москве ходили слухи, близкие и совсем незнакомые ему люди пересказывали друг другу его «экспромты».
Однажды один из молодых журналистов-забияк обратился к нему с вопросом: «Скажите, чтобы пользоваться успехом на арене, надо иметь глупую физиономию?» На что Анатолий весело ответил: «Правда, но, если бы у меня была такая физиономия, как ваша, мой успех был бы больше». Во время выступления в Одессе, где градоначальником был грубый и жестокий адмирал П. Зеленый, Анатолий заметил, как возмущен глава города, что клоун не реагирует на его присутствие. С негодованием адмирал выкрикнул: «Я Зеленый! Скажите этому олуху!» В ответ услышал: «Вот когда созреешь, я буду с тобой разговаривать».
В этот же вечер он вывел на арену свинью, выкрасив ее в зеленый цвет. Утром Анатолий запряг животное в упряжку и отправился на прогулку. Эта история тут же стала достоянием газет, докатилась до столицы. И, хотя Дурова выдворили из Одессы, настроение у него было превосходное.
Его постоянная помощница, жена, актриса цирка Елена помогала мужу дрессировать животных. В одной из пантомим Анатолий использовал тысячу кур и около 500 петухов. Анатолий также работал на арене с козлами, кошками, собаками и баранами.
Умер он как настоящий артист, во время гастролей в Мариуполе, в возрасте 52 лет от брюшного тифа. Это случилось в 1916 году, когда талант известного клоуна был в самом расцвете. Многие газеты опубликовали некрологи, что было необычно, тем более для актера цирка.
Владимир же продолжал заниматься дрессировкой животных, постепенно расширяя свой зверинец. На арене у него свинья вальсировала под музыку, каталась на бочке, а крысы по сигналу бегали по кругу. Было забавно смотреть, когда они прыгали в шлюпки, спасаясь с затонувшего корабля. Публика также была в восторге, когда собака-математик показывала зрителям нужную цифру во время арифметических действий.
В 1911 году в зверинце Владимира Дурова уже были морские львы, обезьяны и верблюды, слон, пеликан, свиньи и собаки. На арену Дурова вывозили его любимцы. Это мог быть кабан, собака, морской лев. В цирковую историю вошла его железная дорога, где в качестве машиниста управляла локомотивом обезьяна, гуси были носильщиками, утка — станционным смотрителем. Дуров всегда весело комментировал происходящее. Всего он работал с 55-ю видами животных, можно сказать, что он «воспитал» 1500 зверей.
Владимир Дуров всегда мечтал иметь большое и удобное помещение для зверей, чтобы не только выступать с ними на арене, но еще и учить их, лечить, наблюдать за их поведением. В 1912 году на улице Старая Божедомка (теперь улица Дурова) в Москве Дуров приобрел дом и сад. Со временем Владимир Леонидович смог организовать такое учреждение, которого не было нигде в мире: у него появился свой маленький театр, лаборатория, музей. Кроме этого, Дуров постоянно приглашал всех любителей животных в свой дом, читал лекции, рассказывал о методах дрессуры животных.
Владимир, занимаясь обучением любимых питомцев, издал книгу «Дрессировка животных». В ней он рассказал об использовании метода «вкусопоощрения». По существу, это был многолетний труд В. Дурова. К сожалению, в те годы не было возможности переиздать книгу, эту работу почти никто не знал за рубежом. С годами ученые различных школ в Европе «открывали» свои методы дрессировки, которые во многом совпадали с обучением животных В. Дурова. Но со временем приоритеты его «гуманной дрессировки» признали во всем мире.
Разговор о династии Дуровых мы продолжим в следующей части.