Винтаж (vintage) — слово французское. Как термин было введено виноделами для обозначения классности редких вин, долгие годы хранящихся в погребах. Чем дольше срок хранения — тем лучше напиток (вкус, букет, цвет), тем он ценнее, тем дороже.
В какой-то момент современная фэшн-индустрия подхватила идею французских виноделов и представила миру новое модное направление — винтаж — в качестве альтернативы вездесущему и столь приевшемуся кичливому гламуру. А последний, к слову сказать, в умах потребителей уже начал движение (вернее, падение) к отметке дурного вкуса — моветону.
Так что в основу нового модного течения легла неизбежность срочных перемен и достойных противопоставлений. Восхождение винтажа на фэшн-Олимп было превращено в своеобразный антигламурный демарш. В связи с чем новый ретростиль вскоре стал прочно ассоциироваться с хорошим художественным вкусом и, конечно же, еще большими деньгами.
Однако там, где явственно слышится звон золотых монет, всегда происходят закулисные авантюрные сделки. То же случилось и с «нафталиновым» течением. Кутюрье ударили по рукам и… накрепко «сплавили» винтаж с гламуром. Почему бы и нет? Настоящей одежды прошлых веков на всех ныне живущих все равно не хватит, а вот искусственно состаренными платьями (или сшитыми по старинным лекалам) с кружевами ручной работы (в неизбитом ретростиле) можно попросту завалить бутики. Был бы спрос — предложение не заставит себя долго ждать.
Так появилась уйма доходных винтажных течений. На сегодняшнем рынке подлинный ультравинтаж мирно уживается с псевдовинтажем (искусственно состаренные вещи), со стилизаций под винтаж (вещи созданные по старинным технологиям, с использованием ретродизайна), с комбинированным винтажем (с частичным использованием подлинных старинных элементов и деталей в новых вещах).
Кроме того, возникло массовое трэш-винтажное направление. В моду вошли изделия старинные, но не антикварные (не столь редкие и аутентичные), выпускавшиеся серийно лет двадцать назад и не успевшие еще слежаться в сундуках и пропитаться нафталиновым духом.
Ретростиль, надо сказать, массово возродился не только в одежде. Повсеместно он проникает сегодня и в интерьеры: полированная мебель возвращается в дома обывателей, а гобеленовые коврики — на стены. Поразительно, но трэш-винтаж проник даже в святая святых и вотчину хай-тека — рынок мобильных телефонов. Признанные щеголи с удовольствием демонстрируют модели аппаратов, снятые с производства много лет назад. Или искусственно старят при помощи аэрографических технологий ультрановые рыночные хиты. Или, что признается самым последним писком моды, хвастают аппаратами секонд-хенд от звезд шоу-бизнеса (направление, кстати, так и называется — звездный винтаж).
Что ж, похоже, никогда не потеряет актуальности народная мудрость: все новое — это хорошо забытое старое. Остается добавить, что если старое полежит забытым достаточно долгое время, то вполне может стать бесценным. Помните об этом, в очередной раз проводя «зачистку» в шкафах и на антресолях.