Почему второй и третий президенты США, живя долго и счастливо, умерли в один день?

Реклама
Грандмастер

За несколько дней до исторической даты — 50-летия принятия Декларации о независимости, 4 июля 1826 года, в Вашингтоне царило приятное оживление. Составлялся сценарий специального церемониала: все-таки первый полувековой юбилей! Одним из пунктов программы стояло выступление всех прежних из оставшихся в живых президентов США.

Кроме этого была идея пригласить опять-таки чудом сохранившихся государственных деятелей, которые поставили полвека назад подпись под важным документом. Всего 4 июля 1776 года (некоторые историки утверждают, что Декларация была подписана двумя днями ранее) красовались 56 подписей. А спустя годы физически могли присутствовать на торжестве только Адамс и Джефферсон, другие давно ушли в мир иной. Так пятерых из «подписантов» вскоре после рождения Декларации схватили англичане и расстреляли, как изменников Британской короне. Девять человек в ходе разразившейся после этого войны за независимость погибли или скончались от ран в медицинских учреждениях. Несколько человек умерли уже после войны: кто-то раньше, кто-то чуть позже.

Реклама

На церемонию не явились…

Таким образом на Адамса и Джефферсона возлагались большие надежды. Они символично должны были передать знамя независимости в руки молодых. Тем более что в это время президентом США (шестым по счету) был Джон Куинси Адамс — родной сын второго президента. Так что история с «царствованием» Буша-старшего и Буша-младшего — всего-то римейк на Адамсов. И неслучайно один из фильмов ужасов его создатели в 1991 году назвали, особо не напрягаясь, «Семейкой Адамсов».

У них были на то основания — уж очень неудачно провел «свою сессию» сынок, впрочем, как и его папаша.

Чем меньше оставалось времени до назначенной даты, тем тревожнее становились организаторы действа. 91-летний Джон Адамс серьезно расхворался, и его главной задачей был не приезд в Вашингтон на празднование юбилея Декларации независимости, а жгучее желание пережить хотя бы на несколько дней Джефферсона.

Реклама

Во всем виноваты Франция и Англия?

Это были старые «друзья-соперники», которые не поделили власть еще при президентстве Джорджа Вашингтона, когда Джефферсон получил должность посла во Францию (куда метил Адамс), а последнему пришлось ехать послом в Великобританию (где на первых порах представителю США было очень горячо). Красавчик Джефферсон поселился на Елисейских полях, очень скоро стал пользоваться успехом в высших кругах Франции, в то время, как Адамс не чувствовал себя настолько свободно.

Противостояние продолжилось и в столице США. Адамс опять-таки метил на должность государственного секретаря, но ему в этой должности отказали, приберегая ее для его соперника. Джефферсон задержался в Европе на несколько месяцев дольше Адамса, и по приезду тут же сел в кресло секретаря. Он же «поднял на борьбу со злоупотреблениями» федералистов и после своего назначения на пост президента партии вынудил Вашингтона предложить кресло вице-президента.

Реклама

Борьба как способ продления жизни…

Но есть люди, которые хороши в оппозиции и недостаточно хороши во власти. Именно к таким и относился Адамс. Когда в 1797 году его избрали президентом, он наломал дров и был вынужден покинуть свою резиденцию, выстроенную при нем, сейчас она носит привычное всем нам название Белый дом.

А сменивший Адамса в кресле главы страны Томас Джефферсон и тут «обскакал» своего соперника. Он провел на главной должности два срока, с 1801 по 1809 годы. А все последующее время два соперника жили вполне «дружно» — яростно споря о государственном устройстве, порядке выборов и прочих атрибутах власти. И это переписка позволяла им изливать свою желчь на бумаге, давая психологическую разрядку. И, как считает часть историков, эта вражда и желание наставить соперника на путь истинный, долгое время составляла смысл жизни двух глубоких стариков.

Реклама

Единственное, в чем мог основательно «уколоть» Адамс своего кровного врага, — в том, что у него было 5 законнорожденных детей, а Томас тайно встречался со своей рабыней-квартеронкой, которая вне брака родила красавчику восемь ребятишек. Справедливости ради, все они были светлокожие, иначе бы Джон обязательно потирал бы руки от удовольствия.

Но вернемся к 4 июля 1826 года. В назначенное время ни Адамс, ни Джефферсон на торжества не явились. Первый умер в Куинси, (Массачусетс) и последние его слова были полны горечи: «Томас Джефферсон еще жив». Бедняге просто сказать не успели, что Томас отошел в мир иной несколькими часами раньше. Правда, Адамса могла согревать мысль, что он прожил дольше: на 4 июля 1826 года ему шел 91-й год, в то время, как Джефферсону в апреле исполнилось 83 года.

И кто скажет, что они жили не долго и не счастливо? Как там в известной пионерской песне времен СССР: «Только в борьбе можно счастье найти…»

Реклама