Из царей первым стал устраивать смотрины невест Иван Грозный. Считается, что он был женат 7 раз. Царь не отличался кротостью нрава, но к отвергнутым невестам и их родственникам репрессий не применял. В этом отношении женам приходилось значительно хуже.
Третья жена, Марфа Собакина, выбранная царем из 1500 дворянских девушек, сразу после свадьбы стала «сохнуть» и через три недели умерла. Видимо была отравлена, но не по приказу царя, так как он даже не успел провести с ней брачную ночь. Для выбора четвертой жены Грозный не стал проводить смотрины, а взял замуж Анну Колтовскую, занявшую «второе место» на предыдущем «конкурсе». Но что-то в семейной жизни не сложилось, и она была пострижена в монахини.
Больше Иван Грозный смотрины не проводил, выбирая жен по своему усмотрению. Его пятая жена, Анна Васильчикова, умерла при невыясненных обстоятельствах. Шестую, Василису Мелентьеву, он взял в жены (более вероятно — в наложницы), после того, как был отравлен её предыдущий супруг, бывший царским стремянным. Она вскоре умерла, а возможно была убита за прелюбодеяние с Иваном Колычевым. Если это было так, то смелости Колычева можно только позавидовать.
На Иване Грозном род Рюриковичей на русском престоле прервался. После смутного времени появилась новая правящая династия — Романовы.
В 1616 году двадцатилетний царь Михаил Романов задумал жениться. Велика вероятность, что решение было не самого царя, а его матери, которая в этот период руководила и царем, и государством.
По традиции устроили смотрины невест. Конкурс «выиграла» дочь худородного боярина из Коломны Мария Хлопова. Девушка была истинной русской красавицей и могла бы стать хорошей царицей. Её официально нарекли царской невестой, перевели на жительство во дворец и стали оказывать почести, как царице. Естественно, что её худородные родственники тут же оказались в царском окружении. А вот этого родовитые бояре стерпеть уже не смогли.
Девушка внезапно заболела, возможно, не без посторонней «помощи». Бояре, возглавляемые Салтыковыми, всполошились и стали уверять царя, что её болезнь неизлечима. Была подключена и Боярская дума, объявившая что «царская невеста к государевой радости не прочна». Противиться боярам молодой царь не смог, да и его матери невеста не особо приглянулась, поэтому помощи от родительницы он не дождался. По настоянию бояр девушку с родственниками отправили в Тобольск, а её отца на воеводство в Вологду.
Ссылка была мягкая, даже царские подарки отнимать не стали. В 1619 году Хлопову перевели в городок Верхотурье, а затем в Нижний Новгород. По решению царского отца патриарха Филарета, вернувшегося из польского плена и пытавшегося поставить бояр «на место», в Нижний Новгород послали боярина
В 1645 году на российский престол вступил шестнадцатилетний Алексей, сын Михаила Фёдоровича. Вскоре и ему пришла пора жениться. В 1647 году в Москве устроили очередной смотр невест. Молодой царь выбрал Ефимию Всеволожскую, дочь касимовского помещика. По обычаю того времени в знак своего выбора он вручил ей ширинку (тогда так называли расшитую салфетку) и кольцо. Как в свое время и первую невесту его отца, Ефимию поселили во дворце и стали готовиться к свадьбе.
Как и в предыдущем случае, в дело вмешался боярский клан Морозовых, бывших родственниками царя. Боярин Борис Морозов, имевший большое влияние на царя, не хотел появления рядом с монархом новых родственников, которые и его могли бы «задвинуть». Им был задуман оригинальный ход — женить царя на одной из сестёр Милославских, а самому жениться на другой. Но для этого предстояло устранить уже выбранную невесту.
Задуманное у Морозова получилось, но в тайне сохранить все не удалось. Любопытную запись об этих событиях сделал англичанин Самуил Коллинc, живший в то время в Москве: «Когда Всеволожская, получивши платок и кольцо, явилась перед Государем в царской одежде, Борис Морозов приказал так крепко завязать ей венец на голову, что она упала в обморок. Тотчас объявили, что у неё падучая. Её старого отца обвинили в измене за то, что он скрыл болезнь дочери и представил её на избрание. После мучительной пытки он был сослан в Сибирь, где и умер, а семья осталась в немилости».
Молодому царю опять внушили, что невеста серьезно больна, и жениться на ней нельзя. И отправилась девушка за родителями в ссылку в Сибирь. Правда, как когда-то и его отец, Алексей оставил невесте все подарки. А царь, как того и хотел Морозов, женился на Марии Милославской.
На 41 году жизни царь Алексей Михайлович овдовел. Новую невесту себе он присмотрел сам, когда бывал в гостях у своего родственника и ближайшего боярина Артамона Сергеевича Матвеева. В семье Матвеева воспитывалась дочь обедневшего дворянина Кириллы Нарышкина, Наталья. В этот раз царь поступил мудро. Чтобы не плодить недовольных среди бояр, царь снова провел смотрины. Но их итог был и царю, и Наталье заранее известен.
А вскоре у царской четы родился мальчик, нареченный Петром. Ему предстояло поднять Россию на дыбы и прорубить окно в Европу, что он и сделал вполне успешно. Но одним из его первых серьезных поступков стало пострижение своей законной жены Евдокии в монахини. Она была последней женой русского царя, выбранной из дочерей своих подданных. Впоследствии все российские монархи женились только на иностранках. Был, правда, один морганатический брак, но к этому времени у Александра II уже были законные наследники.