Так кто ж они такие, эти караимы? Вопрос запутанный.
Насколько можно судить по довольно скудным источникам, караимы на протяжении почти всей своей истории считали себя частью еврейского мира, и после создания Государства Израиль в 1948 г. значительная часть караимов переселилась туда из разных стран.
Караимы откололись от еврейской общины Багдада в VIII в., образовав отдельную секту. Их движение отвергало Устный Закон и настаивало на буквальном понимании Торы. В результате изоляции караимы быстро начали придерживаться ритуала, разительно отличающегося от ритуала остальных евреев.
Проблема происхождения этноса караимов заключается в соотношении этничности и религии.
«Еврейская» версия: караимы представляют собой тюркизированные в условиях Крымского ханства диаспорные группы евреев. Караимский язык относится к кыпчакской группе тюркских языков. Приверженцы данной теории: Д. Шапиро и др.
«Хазарская» версия: караимы — это тюркские (тюркоязычные) группы, которые приняли иудаизм, трансформировавшийся в новую религию. Приверженцы данной теории:
После включения Крыма в состав России караимы объявили себя ее лояльными подданными, и вскоре царское правительство, признав, что караимы не евреи, предоставило им привилегии, в частности, разрешило присваивать им офицерские чины в армии. Теперь они могли жить на всей территории империи. В России XIX в. караимы были официально признаны особой конфессией, на них не распространялось дискриминационное антисемитское законодательство.
Это буквально спасло тысячи караимов веком спустя, когда Германия вторглась в Советский Союз. С началом войны над караимами нависла угроза полного уничтожения. Для фашистов не составило бы труда ликвидировать немногочисленный народ. Приход Гитлера к власти в Германии и введение антиеврейского законодательства побудили караимскую общину обратиться в министерство внутренних дел Третьего рейха с просьбой о непризнании их евреями.
Фашистское министерство с истинно немецкой пунктуальностью запросило трех ведущих специалистов того времени. Все эти ученые оказались еврейскими религиозными деятелями и к тому моменту уже находились в гетто. З. Калманович (1881−1944), М. Балабан (1877−1942) и И. Шипер (1884−1943) независимо друг от друга дали немецким оккупационным властям заключение о том, что караимы не являются евреями ни в расовом, ни в религиозном отношении, с целью спасти караимов от массового уничтожения.
Глава караимских религиозных общин — караимский филолог, ориенталист, доктор филологических наук, профессор, старший священнослужитель крымских караимов С. М. Шапшал (1873−1961) — бросился в Берлин, в министерство культов, и получил там документ о том, что караимы — не евреи, и не подлежат заключению в гетто. Затем отпечатал 1000 копий этого документа и разослал во все места, где жили караимы. Только в Краснодар и Новороссийск письмо не успело дойти, и там караимы были расстреляны вместе с евреями.
После освобождения Крыма советскими войсками около 200 тысяч крымских татар по обвинению крымско-татарского народа в сотрудничестве с нацистской Германией были в течение трех дней выселены в Сибирь и Среднюю Азию. Вместе с ними депортировали часть караимской общины.
А З. Калманович, М. Балабан и И. Шипер погибли в гетто.
Вот такая история отыскалась на просторах Мировой паутины. Рассказ по мотивам этого события написал Владимир Матлин («Научная истина»).
Но ведь если вдуматься в эту историю, то можно прийти к неожиданному выводу.
Не исключено, что спасительное для караимов решение ученых о том, что они не являются евреями, может для определенного сорта людей послужить доказательством, что они евреями как раз являются. Ведь заключение-то нацистам дал кто? Три еврейских авторитета. Причем все трое — как раз до этого, в своей предыдущей жизни, когда они были еще не пылью в гетто, а учеными — были как раз сторонниками еврейской версии.
А поскольку Интернет — не только огромная сокровищница мирового знания, но еще и всемирная помойка, то находятся и такие экземпляры человеческого материала, которые считают, что в Торе и прочих иудейских источниках только и говорится о том, как бы евреям половчее обмануть остальные народы. Сами эти двуногие, конечно, никакую Тору не читали, это непростое чтение и требует большого фундамента. Они просто слышали где-то от подобных себе что-то такое. И радостно это повторяют.
А по этой специфической логике: если бы караимы евреями не были, то коварные иудейские мудрецы как раз должны были бы нарочно дать нацистам заключение, что они евреи. Поскольку цель запроса была понятна, как день: истреблять или нет?
А вот если они считали, что караимы — евреи, то, конечно, и должны были дать нацистам заключение, что нет, не евреи они. Логично?
Как все сложно — воскликнут те, кто попытается вникнуть в эту запутанную ситуацию. Как в анекдоте, когда коммерсант спрашивает коммерсанта, куда тот едет. «В Черновцы», — отвечает тот. «Вы говорите, что едете в Черновцы, чтобы я подумал, что вы едете не в Черновцы. Но я же знаю, что вы действительно едете в Черновцы. Так зачем вы меня обманываете?»
Так что мы тут с вами, конечно, не решим с налету вопрос, о котором много лет спорят ученые, специалисты и богословы. Да и важно ли это? Для нас теперь — совершенно не важно. У меня даже ни одного знакомого караима нет. Важнее другое: трое еврейских ученых, не сговариваясь, дали нацистам одинаковое заключение о караимах, противоречащее их научным выводам.
Караимы уцелели. А ученые — нет.