Как тоталитарные режимы преследовали цыган?

Реклама
Грандмастер

28 июня 1933 года, ровно 75 лет назад, в Москве началась широкомасштабная операция по аресту и высылке цыган. «Ромалэ» пытались прятаться в малодоступных местах, рассеивались, чтобы не привлекать особого внимания, но их вычисляли и потихоньку выдавливали из столицы.

На все про все у столичных милиционеров ушло несколько дней. За это время согласно сводкам из столицы были выдворены 5470 цыган всех возрастов. Было ли это личное указание товарища Сталина или инициатива кого-то из его подручных, история умалчивает. Во время облавы к цыганам подходили очень избирательно: представителей старинных родов, а также любимцев, развлекающих господ-товарищей, чаще оставляли в покое: кто ж будет веселить почтенную публику? Говорят, театр «Ромэн» репрессии практически не коснулись…

Реклама

Но на этом история не заканчивается. Без малого через десять лет, 29 января 1943 года, в нацистской Германии издается приказ об аресте и отправке в концлагеря всех цыган, которые только попадутся на глаза любому жителю не только рейха, но и оккупированных территорий. Сколько при этом свободолюбивых детей природы было брошено в застенки и убито, сейчас установить сложно. В разных источниках приводятся противоречивые цифры. Но то, что число уничтоженных нацистами цыган составляет от 20 до 500 тысяч человек, сомнению вроде бы не подвергается. Хотя кто-то настаивает, что и цифра в 500 тысяч человек несколько занижена.

А если к данному числу прибавить еще и тех цыган, которые были нацистами насильно стерилизованы (этим гитлеровцы начали заниматься со второй половины 30-х годов), получается, что этому народу в годы Второй мировой войны был нанесен значительный урон. Учету же в рейхе подвергались абсолютно все цыгане, даже те, которые служили в вермахте, авиации и на флоте (были и такие!), а также дети в приютах. Но и при этом были свои особенности. Показателен пример легендарного немецкого боксера-цыгана

Реклама
Иоганна Тролльманна. Как написала мне Лилит Мазикина, «он был стерилизован и отправлен на фронт. Как всегда в случаях с „унтерменшами“, это была плата за жизнь его семьи. На фронте его ранили, и он, естественно, перестал быть полезным власти. И его, и его семью бросили в концлагерь. Там его и убили. Перед этим надсмотрщики развлекались боями с чемпионом Германии — сытые против голодного».

И, наконец, еще один, самый свежий пример: перед проведением московской Олимпиады летом 1980 года «ромалэ» вновь оказались в бегах после того, как власти решили переселить их за 101-й километр. И опять статистика стыдливо умалчивает, сколько всего людей цыганской национальности было «развеяно» по необъятным просторам 1/6 части земной суши…

Реклама

Почему и один, и другой диктатор ХХ века преследовали цыган? Первое, что приходит на ум: из-за того, что «ромы» очень уж любят вольницу, не терпят подчинения каким бы то ни было властям. А тоталитарные режимы всегда стараются добиться того, чтобы все дружно шагали в ногу, не страдали инакомыслием и были готовы умереть за вождя по первому слову.

Но это только на первый взгляд. Здесь все несколько глубже. Очевидно, сказываются вековые традиции: достаточно сказать, что впервые цыган начали преследовать еще папские унции в самом начале эпохи Возрождения. Волю Всевышнего мог оглашать только один человек на Земле, наместник Бога, — римский Папа. А цыганки, между тем, гадали по рукам, как бы унижая достоинство единственного и неповторимого. И их преследовали очень жестоко. Только один пример: В 1687 году, всего-то 320 лет назад, в Англии (даже не в папской Италии) был издан закон, согласно которому всякий англичанин, проживший с цыганами более месяца, должен быть повешен.

Реклама

Хотя по большому счету часть элементов тоталитарного общества всегда присуща и малым народностям, иначе бы они просто не выжили. И у тех же цыган, внутри их групп, иногда прослеживается определенная иерархия. Скажем, подчинение старейшинам, женщин — мужчинам и т. д. сыграли свою роль в сохранении нации. Как ни крути, но внутри своего этноса цыгане гораздо более дисциплинированы, чем может показаться на первый взгляд, так что тут дело, скорее, не в нежелании покоряться.

Сейчас, впрочем, мир переменился и внутри цыганской общины тоже. Ржа «демократии» разъела устои отношений внутри этнических групп, сегодня молодые цыганские львы не очень-то хотят зависеть от воли «старых и седых». Но четкая готовность «ввязаться в драку» при крике: «Наших бьют!» еще осталась. Так что, без особой нужды вряд ли стоит вламываться «в чужой монастырь», особенно если вас туда не приглашают…

Реклама