Что мы знаем об урфинских вышивальщицах?

Реклама

Армянские швейные школы Урфы, Мараша, Карина, Сваза, Вана, Айнтапа некогда славились своими работами, но в кровавые для армян годы геноцида в Османской Турции было уничтожено большинство образцов вышивки.

Лишь вышивка урфинской школы была спасена и вывезена в Армению одной из главных вышивальщиц — Сатеник Безикян, которая, будучи женой заведующего ковровой фабрики немца-миссионера Бруно Экарта, отказалась следовать за мужем в смутное время и даже не разрешила ему вывезти ни альбомы с эскизами вышивки, ни оригинальные образцы.

Спустя много лет, она «добралась» до Советкой Армении и передала работы Национальной галерее — 73 оригинальных вышивки и 230 эскизов. По этим образцам и восстанавливают традиции урфинской вышивки сестры Анжела и Анаит Абгарян. И даже открыли Студию рукоделия, в которой занимаются юные искусницы от 6 до 18 лет. Работы как мастериц, так и их подмастерий, известны не только в Армении, но далеко за ее пределами — во Франции, Англии, Америке, Канаде, Китае.

Реклама

А начиналось все опять же в трудные для Армении годы, но уже девяностые. Тогда всем было тяжело. Нет света, нет хлеба, нет работы… В тот период из Греции привезли ткань и нитки и предложили работу — армянки расшивают скатерти, полотенца, салфетки и т. п., все это продают и платят им зарплату. Дети голодали, и женщины пошли на эту работу, несмотря на то, что многие не умели вышивать. Сестры Абгарян с детства к этому приобщились. Их мама вышивала коврики, бабушка — одежду, поэтому иглу в руках они могли держать с 5−6 лет. В школе занимались в кружке рукоделия. Они-то и взялись за обучение этих женщин. Собирались у сестер дома.

За десять лет через их «школу» прошло более двухсот женщин. Потом районное управление выделило им место под студию на базе одного из детских садов. Помещение, конечно, не ахти какое, но все-таки… Студия действует уже шесть лет, за это время работы учеников участвовали в нескольких выставках и «выезжали» за границу на выставки-продажи.

Реклама

«У каждой школы свой узор, своя „тайна“, — говорит Анжела. — Наши ученицы, заканчивая изучение одной школы, переходит в другую, потом в следущую и т. д. Так ни одна из известных школ, будь то Урфа, Сваз, Мараш, Себастия и др. не остается без внимания. Работаем по образцам Урфы из Национальной галлереи, а также сделали копии образцов вышивки других школ из древнеармянских книг, хранящихся в Бейруте. Используем шелк, хлопок, шерсть… На базе вышеназванных школ создаем свою, абгаряновскую. У нас уже есть „свои“ узоры. Вышивкой мы хотим сказать Слово… Слово нашего времени…»

Анжела и Анаит написали учебник по различным техникам вышивки, но все упирается в спонсора. Это должно быть хорошее, красочное издание, чтобы могло служить еще и наглядным пособием. Существуют еще совершенно не исследованные армянские школы вышивки, в музее хранятся некоторые работы, не известные людям. Так, по экземпляру вышитого яйца сестры подготовили целое «яичное» дерево к Пасхе… Анжела и Анаит мечтают восстановить и эти школы.

Армянские рукодельницы всегда славились своим мастерством, чего нельзя сказать о нынешнем времени, к сожалению. Анжела и Анаит живут идеей восстановить, сохранить и передать поколениям рукодельное искусство. Они верят, что наступит время, когда люди поймут важность сохранения своей культуры и в Армении будет еще расцвет рукоделия.

Реклама