Как колокольный звон стал малиновым?

Реклама

Выражение «малиновый звон» понятно всем — это прекрасное, мелодичное звучание колоколов. Для наших предков со словом «малиновый», столь близким к названию одной из самых любимых в народе ягод, были связаны ассоциации и цветовые, и ароматические, и вкусовые, и даже звуковые.

Малиновый цвет — приятный глазу и душе. Малиновой водой русские крестьяне издавна называли лесной источник, не только утоляющий жажду, но и услаждающий своим журчанием слух, дарящий телу свежесть прохлады, а взгляду — отдохновенное созерцание кристальной чистоты прозрачной воды.

У И. С. Тургенева в «Записках охотника» есть рассказ, который так и называется — «Малиновая вода»:

«…Кое-как дотащился я до речки Исты … и пошел по желтому и сырому песку в направлении ключа, известного во всем околотке под названием „Малиновой воды“. Ключ этот бьет из расселины берега, превратившейся мало-помалу в небольшой, но глубокий овраг, и в двадцати шагах оттуда с веселым и болтливым шумом впадает в реку. Дубовые кусты разрослись по скатам оврага; около родника зеленеет короткая, бархатная травка; солнечные лучи почти никогда не касаются его холодной, серебристой влаги…»

Реклама

Но в действительности русская традиция восприятия слова «малиновый» переплелась с «международным» сюжетом, связанным с колоколами. Есть в Бельгии городок Мехелен, он находится между Амстердамом и Антверпеном, а по-французски называется Малин (с ударением на последнем слоге) и, кстати, является родиной предков Бетховена. Так вот, этот самый Мехелен-Малин уже пять веков славится своими колоколами. От его названия и произошло высказывание, как говорят лингвисты.

Кстати, российский государь Петр I специально наведывался в славный Малин, чтобы послушать тамошние звоны. И первый карильон России (музыкальный инструмент из набора колоколов), заказанный им же во Фландрии, соответствовал мехеленскому стандарту.

Реклама

В Мехелене с XIV—XV вв.ека начали отливать по особому рецепту хроматически настроенные колокола, складывая из них целый оркестр, разносивший неповторимый звон. Впрочем, о колокольном оркестре, что зовется карильон, разговор особый. Сейчас — о «малиновом» городе. Он и по сию пору считается столицей колокольной музыки. В Малин съезжаются люди со всего мира: трижды в неделю всё лето и первую половину сентября здесь дают колокольные концерты.

Здесь проводятся самые престижные в мире конкурсы и фестивали игры на колоколах, в том числе главный, носящий имя бельгийской королевы — «Королева Фабиола». Самые представительные концерты колокольной музыки проходят в Мехелене и самые солидные научные конференции, посвященные теоретическим проблемам этого ремесла и искусства — тоже. А Королевская школа карильона является старейшим в мире учебным заведением такого рода.

Реклама

И разумеется, в городе имеется музей колоколов. Чего там только нет! Документы и предметы, свидетельствующие о развитии колокольного производства и создания колокольных оркестров; карта распространения их по всему миру; каменные колокольные литейные формы, которым минул не один век, железные барабаны с хитро расположенными металлическими зубьями — колками, передвигая которые, осуществлялось дирижирование колокольным ансамблем.

Итак, достославный Мехелен-Малин заслужил славу малинового звона. Так что, выяснив происхождение выражения, о котором идёт речь, можно уверенно сказать, что это тот случай, когда фразеологизм стал не просто заимствованием, а и поэтическим переосмыслением значения.

Если хотите, послушайте колокольные звоны Ростова Великого и произведения российских авторов.

Реклама