— Я долго думал, играть мне эту роль или не играть…
— Ну, и???
— Нет, всё-таки нет! — твёрдо сказал Санаев.
— Да почему же, чёрт возьми?
— Я секретарь парткома Мосфильма, — с ударением на последнем слове произнес актёр. — Играть фашиста не буду. И баста.
Забавно, но Л. Броневой тоже отказался от первоначально предложенной ему роли. Не Мюллера, другой: Адольфа Гитлера! К нежеланию Леонида Сергеевича добавилось несогласие его жены, и тогда ему поручили сыграть Мюллера. О том, что блестяще справился, и говорить не стоит. Но вот одна характерная деталь в образе персонажа может вызвать улыбку, хоть она и доставила артисту немало мучений. Речь идёт о нервном тике Мюллера, помните, как он дёргал головой?
Причина была банальной — тесный мундир, сшитый не по размеру (ошибка костюмеров!) и оттого врезавшийся в шею. На вопрос режиссёра, что это он делает, чистосердечно признался. Тогда Татьяна Лиознова сказала: «Я не к тому, что вам режет! Не сделать ли это нам краской в самых „нервных“ местах?» И подобрала соответствующие мизансцены. Марк Захаров потом ставил эту находку в пример ленкомовцам: «Видите, как можно без слов передать нервное состояние человека?».
Когда кинокартина вышла на экран, Леонид Сергеевич был удивлён обрушившейся на него славой: «Я даже не думал, что будет такой успех. Просматривая фильм последний раз, я обратил внимание, что роль моя, по существу, довольно маленькая. Это только в конце, благодаря последним монологам кажется, что она большая. Разговор по телефону, проход по коридору, прослушивание радио — из этих кусочков вдруг сложился некий образ, который принес такую совершенно неожиданную для меня известность».
А ещё он говорит: «Мюллер — это мой крест». И рассказывает, как однажды один из секретарей ЦК комсомола, отвечая на вопрос «Почему в мире так много фашистских организаций?», сказал: «Это Броневой виноват. Нельзя делать фашистов такими привлекательными».
Можно понять, когда он начинает отказываться разговаривать с журналистами об этих съёмках, ссылаясь на то, что надоело об одном и том же: «Да, меня и на улице, когда узнают, говорят: „Смотри-ка, Мюллер пошёл“. Иногда бывает обидно: я сыграл больше ста двадцати ролей в театре и кино, а у зрителей в основном ассоциируюсь с моим героем в „Семнадцати мгновениях весны“… Но, с другой стороны, конечно, приятно, что у меня есть роль, которая стала „визитной карточкой“. Ведь бывает так в жизни актера, что он может сыграть массу ролей и ни одна из них не западет в душу людям».
Правда, бюрократическая процедура, связанная с присвоением звания народного артиста СССР за эту роль, для него, не состоявшего в КПСС, затянулась аж на 4 года. Звание народного артиста РСФСР получил благодаря вмешательству Б. Ельцина, тогдашнего руководителя Московского горкома партии, который в сопровождении свиты зашёл за кулисы после выступления
Да, Леонид Броневой талантлив, умён и обаятелен. Много прекрасных ролей сыграно этим замечательным мастером, снявшимся в более чем полусотне фильмов: «Агония», «Тот самый Мюнхгаузен», «Покровские ворота», «Формула любви, «Конец операции «Резидент», «Небеса обетованные» и др. А визитная карточка — всё-таки Мюллер.