Как Леонид Броневой превратился в группенфюрера Мюллера?

Реклама

Миллионы зрителей легендарного фильма Т. Лиозновой по роману Ю. Семёнова «Семнадцать мгновений весны» не подозревают, что роль шефа СС Г. Мюллера не предназначалась Леониду Сергеевичу Броневому. Среди актёрских баек есть история о том, что на неё был приглашён Всеволод Санаев, который неожиданно отказался наотрез. На недоумение Т. Лиозновой, считавшей вопрос решённым, ответил:

— Я долго думал, играть мне эту роль или не играть…
— Ну, и???
— Нет, всё-таки нет! — твёрдо сказал Санаев.
— Да почему же, чёрт возьми?
— Я секретарь парткома Мосфильма, — с ударением на последнем слове произнес актёр. — Играть фашиста не буду. И баста.

Забавно, но Л. Броневой тоже отказался от первоначально предложенной ему роли. Не Мюллера, другой: Адольфа Гитлера! К нежеланию Леонида Сергеевича добавилось несогласие его жены, и тогда ему поручили сыграть Мюллера. О том, что блестяще справился, и говорить не стоит. Но вот одна характерная деталь в образе персонажа может вызвать улыбку, хоть она и доставила артисту немало мучений. Речь идёт о нервном тике Мюллера, помните, как он дёргал головой?

Реклама

Причина была банальной — тесный мундир, сшитый не по размеру (ошибка костюмеров!) и оттого врезавшийся в шею. На вопрос режиссёра, что это он делает, чистосердечно признался. Тогда Татьяна Лиознова сказала: «Я не к тому, что вам режет! Не сделать ли это нам краской в самых „нервных“ местах?» И подобрала соответствующие мизансцены. Марк Захаров потом ставил эту находку в пример ленкомовцам: «Видите, как можно без слов передать нервное состояние человека?».

Когда кинокартина вышла на экран, Леонид Сергеевич был удивлён обрушившейся на него славой: «Я даже не думал, что будет такой успех. Просматривая фильм последний раз, я обратил внимание, что роль моя, по существу, довольно маленькая. Это только в конце, благодаря последним монологам кажется, что она большая. Разговор по телефону, проход по коридору, прослушивание радио — из этих кусочков вдруг сложился некий образ, который принес такую совершенно неожиданную для меня известность».

Реклама

А ещё он говорит: «Мюллер — это мой крест». И рассказывает, как однажды один из секретарей ЦК комсомола, отвечая на вопрос «Почему в мире так много фашистских организаций?», сказал: «Это Броневой виноват. Нельзя делать фашистов такими привлекательными».

Можно понять, когда он начинает отказываться разговаривать с журналистами об этих съёмках, ссылаясь на то, что надоело об одном и том же: «Да, меня и на улице, когда узнают, говорят: „Смотри-ка, Мюллер пошёл“. Иногда бывает обидно: я сыграл больше ста двадцати ролей в театре и кино, а у зрителей в основном ассоциируюсь с моим героем в „Семнадцати мгновениях весны“… Но, с другой стороны, конечно, приятно, что у меня есть роль, которая стала „визитной карточкой“. Ведь бывает так в жизни актера, что он может сыграть массу ролей и ни одна из них не западет в душу людям».

Реклама

Правда, бюрократическая процедура, связанная с присвоением звания народного артиста СССР за эту роль, для него, не состоявшего в КПСС, затянулась аж на 4 года. Звание народного артиста РСФСР получил благодаря вмешательству Б. Ельцина, тогдашнего руководителя Московского горкома партии, который в сопровождении свиты зашёл за кулисы после выступления Л. С. Броневого в Кремлёвском дворце съездов и задал вопрос министру культуры: «А почему он до сих пор не народный артист?» И все бумаги были оформлены в самые кратчайшие сроки.

Да, Леонид Броневой талантлив, умён и обаятелен. Много прекрасных ролей сыграно этим замечательным мастером, снявшимся в более чем полусотне фильмов: «Агония», «Тот самый Мюнхгаузен», «Покровские ворота», «Формула любви, «Конец операции «Резидент», «Небеса обетованные» и др. А визитная карточка — всё-таки Мюллер.

Как судьба распорядилась мечтой? Леонид Броневой

Реклама