Однако легенды — легендами, а руки и ноги против вооруженного мечом, закованного в доспехи хорошо обученного воина все-таки малоэффективны. Вопреки устоявшимся мнениям, мастера окинава-тэ использовали множество подручных предметов в качестве оружия. Мало-помалу были выбраны самые эффективные техники, которые были описаны в трактатах и канонизированы (формализованы).
Вот какое оружие традиционно описывают трактаты по окинавскому рукопашному бою.
1. Крепкая палка, шест. Длинная палка на востоке — прежде всего оружие, и лишь потом… палка, на которую опирается путник. Самое надежное оружие крестьян, путников, бедного городского люда. В руках мастера посох из крепкого дерева легко ломает руки и ноги, протыкает грудную клетку. Неудивительно, ведь сила удара раскрученной до огромной скорости палки превышает две тонны! Классические китайские комплексы работы с посохом включают себя тысячи разнообразных движений — вращательных, тычковых, блокирующих… Многие из этих движений и составили основу окинавской боевой техники работы с шестом, которая мало отличается от техники бо-дзюцу классических самурайских школ.
2.
3. Классическая тонфа представляет собой палку с перпендикулярной рукояткой. Изготовлялась из крепкого дерева. Мастера тэ держали тонфа за рукоять, коротким концом вперед. При этом, за кулак выходило ещё 10−15 см крепкого дерева, являющегося как бы продолжением руки. Тонфа наносились тычковые и вращательные удары наотмашь, а также блокировались удары мечом или другим оружием. Оружие это доказало свою эффективность настолько, что во многих странах полицейские дубинки изготовляют с поперечной рукоятью, а основы тонфа-дэюцу изучают в полицейских академиях. Об этом оружии Вы можете узнать
4. Крестьянский серп — кама. Использовался как рубящее, так и метательное оружие. Этим оружием, правда, несколько видоизмененным, в конкретных боевых задачах пользовались как самураи, так и японские шпионы-ниндзя. Подробнее о его использовании можно прочесть здесь.
5. Наиболее оригинальным, причем нигде, кроме Окинавы больше не встречающимся оружием окинавских мастеров каратэ был сай — цельнометаллический трезубец с двумя боковыми «отростками». Длина этого колющего предмета была 40−55 см, вес — примерно килограмм. Классические трактаты по Окинава-тэ описывают несколько десятков ката — канонических комплексов движений с этим интересным оружием. Обычно мастер выходил драться с тремя сай — первый метался в противника, двумя другими противник добивался.
6. Цепи разной длины с грузиками на конце — сурутин. Каменный или металлический груз на конце позволял даже на расстоянии несколько метров нанести удар по противнику, и тут же притягивался обратно. Также цепь позволяла наносить удары с помощью вращения по типу кистеня и опутывать конечности. Техника работы с сурутин напоминает технику работы с нунтяку — принцип совершенно тот же. Изготовлялись так же цепи с короткими круглыми металлическими ручками. Зажав обе ручки в одной руке, мастер мог драться цепью как бичом, нанося дополнительные удары не грузом, а самой цепью.
7. Отдельные мастера тэ использовали также маленькие кожаные щиты (то-хай) в сочетании с лопаточками для ворошения риса (хэра). Этот вид единоборства даже получил отдельное название — тимбэй.
8. Использовались в качестве метательного оружия метательные металлические звёздочки — сюрикены и даже… подобранные на дороге камни!
Всё, что могло принести победу, шло в ход! Этим и отличается древний рукопашный бой от современного спортивного спарринга, где есть определенные правила, за нарушение которых строго наказывают. Может быть потому многие люди, занимающиеся боевыми искусствами, но привыкшие к спортивным соревнованиям, оказываются беспомощны в реальной уличной драке с бандой отморозков. Опыта не хватает. А может… духа тех, старых мастеров?
Вот об этом-то эфимерном духе, приносящим реальную победу, и будет рассказано в третьей части.