Слово «каратэ» с 1927 пишется двумя иероглифами: «кара» — пустота, «тэ» — рука в смысле «рукопашный бой». Таким образом, каратэ, в вольном переводе — «рукопашный бой пустыми руками». Какое же здесь оружие? Рука, нога, да голова отчасти, в качестве ударного инструмента. Ну и боевой дух, куда же без него!
Но так было далеко не всегда. До 1927 года слово «каратэ» писалось по другому. Первый иероглиф «кара» — «Китай», второй «тэ» — рука. Звучит одинаково, но смысл меняется кардинально — «китайский рукопашный бой». А уж китайцы в применении оружия и подручных предметов в качестве оружия были очень большие мастера!
Окинавский рукопашный бой «окинава-тэ», из которого, собственно, и выросло современное каратэ, был очень своеобразным боевым искусством. Окинава-тэ имеет очень древние корни, которые неразрывно связаны с историей архипелага Рюкю, главным островом которого и была Окинава.
Окинава стояла на перекрестье торговых путей из Японии в южный Китай, и поэтому там всегда было много разнообразного торгового люда. Японцы, Корейцы, китайцы… В XII веке именно сюда бежали остатки дружин клана Тайра, разбитые в «материковой Японии» кланом Минамото. Именно эти хорошо обученные воины и начали учить население островов воинским искусствам. Население Окинавы много лет отстаивало свою независимость от Японии, но в конце 1372 г. король Саудо признал вассальную зависимость архипелага Рюкю (и Окинавы, естественно) от… Китая. Именно с этого времени и повалили на Окинаву китайские торговцы, которым не разрешалось жить в Японии. Именно тогда образовалась на Окинаве многочисленная китайская община. А среди китайских торговцев было довольно много мастеров китайских боевых искусств, которым, в тогдашнем Китае, обучались в семье любого богатого человека.
Вот этот сплав — самурайского боевого искусства, китайского рукопашного боя и определенных исторических условий и дал миру такой феномен как каратэ. Причем, главными условием формирования специфики каратэ были именно исторические.
Традиционно на Окинаве было три провинции, всегда воевавших между собой. В 1429 году король Сё Ха-си объединил все три области под своей властью и, желая пресечь все попытки мятежа, запретил жителям страны носить оружие. Любое! Право на ношение оружия осталось только у королевской семьи и его дружины. А все население архипелага, кроме местных податей, было обложено непомерными поборами в пользу королевской семьи. Уже тогда народ начал объединяться в общества самообороны, чтобы противостоять как разбойникам, так и сборщикам податей, которых сопровождала вооруженная охрана. А мастера китайских боевых искусств начали в массовом порядке обучать простой народ тому, что умели: искусству рукопашного боя.
Дальше — больше. Завоевавшие архипелаг Рюкю в начале XVII века японцы не стали менять привычный порядок вещей, а обложили население дополнительными поборами в пользу «федерального правительства»,
Именно тогда и начало население Окинавы обучаться искусству боя без оружия в массовом порядке. Группы самообороны были тогда в любой общине, в деревнях, ремесленных поселках, городах…
Стиль боя, выработанный в этих суровых условиях, и назывался «окинава-тэ». Стили этого боя несколько различались в разных провинциях и носили названия главных городов провинций — Наха-тэ, Сюри-тэ, Томари-тэ.
Поскольку схватка с вооруженным самураем быстро заканчивалась смертью одного из противников, бить нужно было первым и… насмерть! Особый удар делался на тренировки ударов руками и ногами. По легенде, удачный удар мастера окинава-тэ пробивал самурайский панцирь или раскалывал шлем!
«Пусть крепче стали булатной
Будет твоя рука!
Чтоб зря враги уповали
На мощь стального клинка!»
Из трактата по окинава-тэ. XVIII в.
Тренировки длились даже не годами — десятилетиями! Сначала новичок бил плотный сноп соломы, потом — дерево, камень, раскаленное железо. Сила удара ногой у современных мастеров каратэ достигает одной тонны. Особыми тренировками достигалась феноменальная скорость удара, ведь от этого и зависела жизнь! Система концентрации энергии ци (или ки), перенятая у китайских мастеров, тоже применялась повсеместно. С ее помощью рука или нога превращалась в страшное, смертоносное (без преувеличения) оружие. Именно для проверки концентрации в ударе и получила в каратэ распространение практика тамэси-вари — разбивания твердых предметов.
«Бьют тебя рукой или держат в этой руке оружие — перебей эту руку.
Бьют тебя ногой — перебей эту ногу!
И мгновенно наноси ответный удар.»
Так выразил философию каратэ Мацамура Сокон из Сюри. Его учениками были основатели всех (это не преувеличение!) ведущих школ современного каратэ — Фунакоси Гитин (Сёто-кан), Мияги Тедзюн (Гондзю-рю), Мабуки Кэнва (Сито-рю) и многие другие.)
Но не только руки и ноги использовали в те времена мастера «китайской руки». Всё, что помогало победить вооруженного воина, шло в дело.