Историю возникновения этого оригинального оружия можно прочесть здесь.
Тактика и техника работы тонфа велись немногочисленными японскими энтузиастами по окинавским трактатам и оставались практически неизменными вплоть до 70-х годов ХХ века, когда инструктор Лон Андерсон разработал приёмы использования тонфа для служащих полиции.
Техника Лона Адерсона включает в себя различные приёмы для ареста, удержания и контроля, включающие болевые захваты, сбивания с ног, техники типа «пойдём-со-мной», блоки против ударов рукой и ногой (в т.ч. переходящие в захват и технику контроля) и, наконец, несколько травмирующих ударов по болевым точкам.
В результате тонфа стали едва ли не самой используемой в мире конструкцией полицейской дубинки. Здоровенные дубинки, колотушки — всё это быстро ушло в прошлое. Корпорация «Монаднок» (Monadnock Corporation) из Нью-Гемпшира выпустила первую партию Prosecutor PR-24, более известную как просто тонфа или PR-24, в 1974 году. Вскоре эта «закорючка» завоевала популярность по всем Штатам. Ныне же редкость увидеть патрульного без болтающейся сбоку резиновой тонфа.
Современная тонфа состоит из продолговатого тела, снабжённого рукояткой, вделанной в первую треть тонфы. Основное строение тонфа остаётся неизменным с древних времен, вне зависимости от модели и материала, из которого изготовлен предмет. Главное — это балансировка и плотность материала, из которого она сделана. Это определяет, сможет ли человек придать инструменту, который находится в его руках, скорость, необходимую для быстрого вращения, или нет. То есть, годится ли именно эта конкретная тонфа для практического применения в качестве ударно-раздробляющего оружия, или это просто модная игрушка (предмет интерьера).
Конкретная тонфа должна выбираться по антропометрическим данным её пользователя (владельца). Рукоятка дожна быть слегка овальной для устойчивой фиксации оружия вдоль предплечья. Слишком высокая рукоятка затруднит удержание предмета в плоскости, параллельной предплечью, во время вращения и фиксации при ударе или блоке. Слишком низкая рукоятка не позволит манипулировать предметом с достаточной скоростью. И в том, и в другом случае тонфа будет задевать за локоть. Длинный конец правильно подобранной тонфа должен несколько выступать за локоть.
Овладеть техникой тонфа-дзюцу непросто. Очень непросто!
И вот почему. Для тонфа-дзютсу характерны два прямо противоположенных действия. С одной стороны, необходимо, чтобы тонфа легко вращалась в руке для увеличения силы удара или блока, с другой — требуется ее жесткая фиксация. При работе весь корпус принимает участие в том движении, которое описывает тонфа, её всегда нужно рассматривать как простое продолжение руки. Базовая техника применения основывается на блокировке ударов и нанесении ответных с использованием вращения предмета вокруг рукоятки. Это позволяет во много раз увеличить силу воздействия, хотя и создает определенные сложности при разучивании и закреплении навыка. Вне зависимости от того, каким концом, коротким или длинным, выполняется удар, требуется соблюдение соосности (параллельности) расположения тонфы и предплечья.
Что касается конкретно тонфа-дзюцу, то разучивание этой техники начинается не с блоков и ударов, а с вращения предмета вокруг оси рукоятки. На первый взгляд, ничего сложного в этом нет. Но это впечатление обманчиво! Тонфа очень коварна! Мало того, что надо не попасть по своему же локтю, надо успеть вовремя остановить вращение! Иначе очень высок риск получения удара по противоположной руке или вывиха запястья. По своей траектории движение руки должно почти полностью соответствовать движению, выполняемому во время прямого удара (цуки). Такое движение не так заметно нападающему, как движение руки по кругу. Но вместе с этим оно затрудняет и придание необходимого вращательного импульса тонфе.
Следующим этапом является разучивание перехвата тонфы, при котором удержание производится уже не за рукоятку, а за основное тело предмета. Это открывает новые возможности использования данного оружия и применения вилки, образованной перпендикулярно стоящей рукояткой, для осуществления блоков и болевых удержаний. Коварство подобного перехвата заключается в том, что стоит только на мгновение потерять контроль над предметом, как он тут же вылетает из рук. И только вслед за этим можно начинать разучивание основных блоков и ударов, применяемых в тонфа-дзюцу.
Далее разучиваются удары и блоки. В оновном они повторяют технику окинавского каратэ, поэтому стойки, удары и блоки в тонфа-дзюцу и каратэ так похожи. Просто ухватив тонфа за рукоять и расположив основание оружия вдоль плеча, можно спокойно усилить предплечье в защите и руку в ударе.
Более сложные удары заключаются в ослаблении хвата рукояти и нанесении круговых маховых ударов дальним от рукояти концом основания тонфа. Эти дугообразные удары успешно можно совмещать с другими, разя направо и налево, вперёд и назад, или же выполняя замысловатые «восьмёрки».
Потом наступает время совмещать удары и блоки тонфа и удары ногами. Далее… Предела совершенствованию нет!
Напугал? А Вы попробуйте! Тонфа — оружие очень практичное! Она позволяет работать против большинства видов холодного и ударно-раздробляющего оружия. Эффективна она и для нейтрализации невооруженного противника. В окинавских трактатах описаны случаи, когда с её помощью успешно защищались от метательного оружия — стрел, ножей, сюрикенов. Однако классической все же считается работа против короткой или длинной палки. Кроме того, техника работы с тонфа практически повторяет движения традиционного японского каратэ и, получив устойчивый навык работы и соответствующую психологическую закалку, Вы сможете эффективно драться даже голыми руками! Даже против нескольких противников!