Наряду с этими, заурядными в ту пору предметами, мастера-виртуозы делали настоящие произведения искусства. Такие предметы изготавливались из листового золота или серебра и щедро украшались драгоценными камнями, отделывались чеканкой, насечкой и гравировкой. Ковш-братина Михаила Романова, сделанный по технологии выколотки еще в XVI веке, до сих пор является одним из красивейших предметов искусства и ярким экспонатом, хранящимся в оружейной палате Московского Кремля.
Так что же такое выколотка?
Выколотка — это один из способов холодной обработки металла, техника которой основана на способности металла под ударами молотка деформироваться: изгибаться, вытягиваться, садиться… Описываемая техника отличается от техники ковки еще и тем, что для работы пригоден тонкий листовой металл, который, как я уже сказал, обрабатывается в холодном состоянии. Отличие от той же чеканки заключается в том, что все виды работ при выколотке выполняются не чеканами, а специальными выколоточными молоточками (или даже молотками, в зависимости от размеров будущего изделия!).
Вы, наверное, подумали, что вряд ли сталкивались когда-либо с выколоткой в современной жизни, не в музее или оружейной палате, а именно в повседневной жизни? Тут могу вас обрадовать: все мы видели выколотку много раз даже на самой простой и заурядной городской улице. Как же это произошло? Как случилось так, что старинная техника обработки металла живет и по сей день, в век столь стремительно развивающихся технологий? Невозможно рассказать обо всем. Я покажу вам лишь пару ярких, наглядных примеров, мимо которых вы проходите каждый день, видите их на экранах своих телевизоров.
Помните Веру Мухину? Ту самую, которая, по некоторым данным, изобрела русский «граненый стакан» и которой принадлежит скульптурная группа «Рабочий и колхозница»? Так вот, и рабочий, и его подруга-колхозница ничто иное, как итог работы мастеров-дифовщиков. В далеких тридцатых годах прошлого столетия эта композиция была выколочена из тонких листов хромо-никелевой нержавеющей стали. Выколачивали ее мастера тогдашнего московского завода «Стальмост», а предназначалась композиция для международной выставки 1937 года в городе Париже.
Позже скульптурная группа «Рабочий и колхозница» была установлена неподалеку от входа на ВДНХ (Выставка Достижений Народного Хозяйства), ныне ВВЦ (Всероссийский Выставочный Центр)
, а в наши дни демонтирована, как объясняет правительство, на реставрацию. Кроме всего прочего, эта скульптурная группа увековечена в заставке киностудии «Мосфильм».Другой, не менее яркий пример выколотки, находится над фронтоном Большого театра в Москве. Да-да! Тот самый Аполлон, покровитель искусств, в колеснице, запряженной четверкой лошадей! Все фигуры композиции полые, выполненные из листовой меди. Изготовлена композиция русскими мастерами в XVIII столетии по модели скульптора Степана Пименова.
Вот, полагаю, что мне удалось вас убедить в том, что выколотка и сейчас живет и здравствует! Могу добавить еще лишь то, что в современном производстве эта техника довольно широко используется, особенно при экпериментальном, штучном производстве. Серийные же детали делает станок, а вот все декоративные изделия выполняются только вручную.
Из истории этой статьи.
Я рассказал вам о технике выколотки не случайно. Одна из моих следующих статей будет посвящена… Если вы читали другие мои статьи, то уже догадались. Точно! Именно рыбалке! Вы спросите: «А какое отношение имеет выколотка к рыбной ловле?». Отвечаю. Статья будет о блеснах, столь дефицитных в СССР семидесятых-восьмидесятых годов. В те времена мы редко покупали блесны в магазинах, а чаще делали их самостоятельно, используя описанную выше технологию.