У Юрия Коваля в повести «Фрагменты пергамЕнта» капитан фрегата «Лавр Георгиевич» сэр Суер-Выер на спор выиграл трубку из верескового корня у жителей Острова, Где Всё Есть, сказав им, что у них нет боцмана Чугайлы, который остался дрыхнуть на корабле. Кстати, я за вереск. Для капитана делом чести было заполучить вожделенный предмет, не платя за него жадным и меркантильным туземцам. А трубка издавна считалась предметом обихода моряков. Трубку курили и Джон Сильвер, и Джон Манглс, командовавший яхтой «Дункан», и старый боцман Пайкрофт — закадычный друг сэра Киплинга, капитан ван Тох, когда господин Бонди угостил его дорогой сигарой, раскрошил её своей ручищей, набил табаком трубку, а затянувшись, произнёс: «Табак из Ломбока. Там страшное жульё, ничего нельзя с ними поделать». Без трубки нельзя представить капитана из романа Джозефа Конрада или Сомерсета Моэма. И моряк Попай (Пучеглаз) тоже курит трубку. Также непрочь был выкурить трубочку бывалый моряк капитан Христофор Бонифатьевич Врунгель.
Трубки курили английские джентльмены.
К сожалению, это было не очень удобно делать во время игры в теннис, гольф или бильярд, катания на велосипеде, яхте или автомобильной поездки. И Альфред Данхилл в эпоху распространения моторных экипажей специально разработал трубку, которую могли курить мотористы во время езды — с щитком от ветра.
В годы 2-й Мировой войны английские лётчики подали запрос в парламент, чтобы им позволили курить трубку, приравняв их таким образом к морякам, на том основании, что они проявляют не меньший героизм. То есть трубка считалась атрибутом смелых и благородных.
Интересно, что «человека рассеянного» в мультике по стихам Маршака тоже показали с трубкой. Несомненно в знак того, что он был рассеян не просто так, а оттого, что постоянно был занят умственным трудом — например, писал научные труды, а может, книги для детей. Профессор Громов, создавший мальчика-робота Электроника, в оригинале у Велтистова тоже с трубкой.
Если брать в пример мультики, то папа Малыша в «Карлсон вернулся» тоже курил трубку, за что получил выговор от фрекен Бок.
Трубку курил художник из мультфильма «Контакт», научивший инопланетянина напевать мелодию любовной темы Нино Рота из фильма «Крёстный отец» — ну чем не ярчайший пример представителя нашей тогдашней интеллигенции!
Хозяин кафе, где Мок-кун встретил Пико, тоже курил трубку, носил круглую шапочку, как у мингрелов и седую окладистую бороду.
Мой дядя тоже курит трубку, он специально попросил такой подарок ко дню рождения, вообще же трубку я видел у него, будучи ещё маленьким ребёнком. Дядя мой всегда был большим эстетом…
Где-то у меня лежит трубка, которую мне подарил как сувенир мой друг Серж. У неё лицо злого колдуна-магрибинца, мечтавшего завладеть волшебной лампой. Необычная по форме трубка фигурировала в романе Юрия Нагибина — её курил зловещий цыганский вожак Баро-Шыро. Трубка с костяной наядой, как на носу пиратской шхуны, была у «профессора элоквенции» доктора Кракса из книжки В. Витковича и Г. Ягдфельда «Кукольная комедия», олицетворявшего «престижных» врачей, на приём к которым старались попасть москвичи в годы застоя — он разъезжал на собственном авто, носил в кармане золотой паркер и блокнот в сафьяновой обложке с монограммой, квартира его была обставлена антикварной мебелью, он сыпал цитатами и именами великих врачей древности и средневековья и брал по 10 рублей за визит, длившийся 10 минут. При этом не имел даже диплома, но впечатление произвести умел.
Гранвилл Беннетт, которого описал Джеймс Хэрриотт в своей книге «Среди Йоркширских холмов», был настоящим, а не дутым специалистом, при этом производил впечатление истинного лорда. Он набивал трубку только табаком «Капитанский-экстра» и тут же заставил Хэрриота принять в подарок одну нераспечатанную жестянку.
Один из жуликов, с которыми познакомился Берлага в психлечебнице, тоже курил трубку с дорогим табаком «Наш кепстен» — у нас тогда было много изделий, даже называемых в подражание известным западным маркам, типа и у нас не хуже, по принципу «догнать-перегнать».
Курить я не курю, поскольку с детства не переношу табачного дыма, но если бы курил — то непременно трубку. Кстати, кое-кто из моих одноклассников ещё в школе обзавёлся добротными вересковыми брайерами.
Ещё забыл упомянуть, как Шерлок Холмс, разглядывая забытую у него посетителем трубку, установил по ней абсолютно точный его портрет. Рассказ «Жёлтое лицо» — помните? Трубку зажигали от газового рожка, поднося правой стороной, поскольку её владелец был левша, чубук из фальшивого янтаря был прокушен, что свидетельствовало о мощных челюстях курильщика, кроме того, трубка два раза была в починке, и её скрепляли серебряными кольцами, хотя дешевле было купить новую — хозяин трубки явно был привязан к ней.