Да, фото, кино, телевидение, Интернет перенесут куда угодно и когда угодно — но только в те места, где сохранились сами остатки и свидетели прошлого (предметы, статуи, здания) или их изображения (рисунки, мозаики).
«Ну, и в чем проблема?» — опять вопрошает нетерпеливый читатель. А в том, что далеко не все сохранилось. Многое исчезло, и мы это исчезнувшее больше не увидим никогда.
Вот тут образованный читатель скажет: «Ну да, а всякие картины, на которых изображен и быт, и нравы, и природа, и животный мир? На них есть очень много!» И я ему скажу: «Да, ты прав. Есть, если это было зафиксировано художником».
В те времена, когда не было фото и кино, глаз художника был единственным аппаратом, способным донести до зрителя что-либо интересное. Естествоиспытатели, археологи, путешественники рисовали увиденное, в результате исследования приобретали доказательность, а история и дальние страны становились близкими и ощутимыми.
Художник чаще всего фиксирует окружающие его детали, передает атмосферу, в которой находится. Но есть изумительное исключение: академик живописи Федор Григорьевич Солнцев — автор многих произведений искусства. А славу ему принесло то, что он рисовал древности.
Художника посылают по городам России. Круг его интересов (и обязанностей) — не только драгоценная утварь, но и одежда, оружие, предметы домашнего быта. Его техника — акварель.
В 1834 году
Можно спорить с характеристикой, которую ему дают искусствоведы: «не обладающий особым художественным талантом». Мне кажется — это от зависти! Много ли найдется художников, готовых рисовать в мельчайших деталях, до последнего камушка, до последней жемчужины, до мельчайшего завитка украшения царских одежд? Или вложить столько профессионализма в рисунки национальных костюмов? И таких рисунков не один-два листа — более 3000!
Мне кажется, что только страстно увлеченный и понимающий всю важность своего занятия человек может много лет подряд рисовать по 50 акварельных листов в год в среднем (каждую неделю — лист), а иногда и в два-три раза больше. Невероятная работоспособность и преданность делу! Я уже не говорю о художественной и исторической ценности наследства этого великого (я не боюсь так выразиться) художника.
Кремлевскими дворцами (рисунки паркета), и росписью фарфора. И везде это была выдающаяся работа!
Многое о