Но мои отношения с классической музыкой оставляют желать лучшего. Ну да, узнаю известные произведения. Что-то помнится с детства, что-то знакомо, так как часто звучит в эфире. Но слушать классику просто так, «для души», если и хотелось, то очень редко. Я заметила, что эта музыка (за исключением опереточных мотивов) почти всегда вызывает во мне щемящую тоску. Сердце мое непроизвольно сжимается, и я бегу от этих ощущений.
Нет, бывало, конечно, в детстве-юности — представляла себя на сцене, и что-то играла для себя, изображая то балет, то легкую оперетту. Очень нравилось копировать движения и мимику дирижеров больших оркестров. Но там, в детстве все это и осталось.
Так от чего зависит наше восприятие музыки? От воспитания, привычек, внутреннего состояния, возраста? Не знаю. Но верила и верю, когда говорят — слушайте классику, она воспитывает вкус, заставляет думать, очищает душу! Верила, но перестала чувствовать.
Проснуться помогли дети. В семье появилась цифровая видеокамера. Сыновья-младшеклассники активно начали ее осваивать. Старший — организатор процесса. Он и сценарист, и режиссер, и оператор, и актер. Младший пока больше работает моделью, выполняет задания старшего, импровизируя на ходу. Дети принялись подбирать музыку к своим маленьким фильмам. Одно попробовали, другое, а потом я принесла диск «100 шедевров классики».
Мы начали слушать, и … произошло чудо! Тут же стали рождаться и образы, и костюмы, и движения. Слушаем, к примеру, «Испанский танец» Чайковского из «Лебединого озера». Старший моментально превращается в тореро (как он его представляет). Усики и бородка — с помощью гуаши, плащ от Бэтмена, в руки — что-то вместо шпаги. И он начинает двигаться так естественно и живо, с таким выражением лица, что у зрителей-родителей губы сами собой растягиваются в улыбку!
Младший тут же подыгрывает — переодевается в быка, укутавшись в свою зимнюю куртку с капюшоном. И начинается танец-«бой» все под ту же музыку. Тореадор по-джентльменски извиняется, роняя «быка» на пол. «Раненый бык» не остается в долгу, цепко хватая противника за полы плаща своими «копытами».
Стали слушать дальше — а там, действительно, кладезь шедевров! Очень понравились детям «Венгерский танец» Брамса, «Полет валькирий» Вагнера, отрывки из «Кармен» Бизе, 40-я симфония Моцарта, куплеты Мефистофеля из оперы «Фауст» и многое другое. Мы увлеченно находили в каждом произведении огромное количество неожиданных интонаций! Это оказалось так не похоже на привычные, повторяющиеся в популярной музыке «куплет-припев», «два притопа-два прихлопа». Появился интерес и желание поближе познакомиться с творчеством полюбившихся композиторов. Уж наметили, что нужно еще приобрести.
Удивительно, как дети чувствуют настроение музыки и как правдиво передают его. Трагизм и веселье, торжественность и героизм — все на их лицах и в движениях!
К сожалению, в нашем городе нет театра оперы и балета, но как только кто-то приедет с гастролями — обязательно сходим с мальчишками. В конце концов, надо попробовать увидеть и услышать это со сцены.
А мы с мужем вот так, через игру, вместе с сыновьями окунулись в детство, вспомнили этот восторг знакомства с новым-неизведанным, получили от детей сладкую витаминку радостного восприятия мира.
Странное дело, почему-то теперь не ощущаю никакой тоски от классики. И несмотря на разные эмоции — испытываю огромное удовольствие, словно душа давно ждала этого и наконец дождалась.