Рабан Иоханан бен Заккай говорил о светской власти таким образом: «… [царь смертный] который сегодня здесь, а завтра в могиле, и гнев которого не вечен; и если он в темницу заключит меня, то не навеки, и если казнит меня, то казнь та не вечная; и словами можно умилостивить его, и подарками задобрить…». А о власти Всевышнего: «…когда поведут меня к Царю царей, свят и благословен Он, жив и сущ во веки вечные! Если Он вознегодует на меня, негодование это будет вечным, и если Он в темницу заключит меня, заключение это будет вечным, казнит меня — казнь моя станет казнью вечною. И словами мне не умилостивить Его и подарками не задобрить…».
Так что же вызывает больший страх и большее почтение — власть светская, или власть Царя царей? Тут дважды и думать не приходится. Кроме того, власть для еврея еще по одной причине не является тем, к чему следует стремиться. Рабан Гамлиель, обращаясь к своим ученикам, сказал: «Вы считаете… что, назначая вас на общественную службу, я власть вам даю? Рабство даю я вам, по слову старейшин царю Рехавааму: „Ныне слугою ты будешь народу этому“».
Для еврея власть — это служение, владыка — слуга, почти что раб тех, кем он якобы командует. Поэтому стремиться к власти — это то же самое, что стремиться к статусу раба. А кто же рвется к рабскому ошейнику по доброй воле?
Но если деньги не равны власти, то для чего же они нужны? Поищем ответ в еврейских сказках. Помните — «сказка — ложь, да в ней намек…».
«Жаловалась овечка Богу:
— Дорогой Бог, Творец вселенной! Многим злым существам дал Ты жизнь в мире Своем, и многие из них меня преследуют, хотят убить. А мне Ты не дал никакой защиты от них.
Проникся Бог жалостью к слабому созданию Своему и сказал:
— Милая и славная овечка, справедливы твои жалобы. Скажи, что Я должен сделать, чтобы помочь тебе? Хочешь — Я дам тебе острые зубы, и будешь ты кусать тех, кто на тебя нападает? А хочешь — пошлю тебе острые когти вместо твоих мягких копытцев?
— Не надо мне ни острых зубов, ни острых когтей, как у свирепых хищников, — отвечала овечка. — Нет ли у Тебя защиты получше, дорогой Бог?
— Ладно, — сказал Бог, — дам тебе, к примеру, ядовитое жало.
— Ядовитое? — заволновалась овечка. — Ни за что! Не нужен мне яд. Все ненавидят ядовитых змей и насекомых.
На это Бог, благословенно Имя Его, сказал:
— Тогда пошлю тебе огромные рога.
— Владыка мира, не хочу я такой защиты. Если Ты пошлешь мне рога, как у дикого буйвола, я еще, чего доброго, могу кого-нибудь забодать ненароком.
Улыбнулся Бог и сказал:
— Ты ничего не хочешь из того, что Я предлагаю, как же Я тебе помогу?
— Если мне, чтобы защитить себя, придется убивать или ранить других, — ответила овечка, — оставь меня беззащитной.
Тогда Бог наклонился, погладил милую овечку и сказал:
— Нет, дорогая овечка, не оставлю Я тебя беззащитной, раз ты сама готова страдать, только бы не обидеть других. Я придумал, что сделать. Пошлю тебе шубу из тонкой шерсти, а ты отправляйся к человеку и поделись ею с ним. Он полюбит тебя за то, что ты дашь ему теплую одежду, и будет охранять тебя от врагов.
И овечка ушла от Владыки, одетая в шубу из тонкой шерсти, мягкой и белой, как снег" («Мудрые еврейские сказки»).
Евреи — не нация хищников, не нация завоевателей. Они, скорее, похожи на эту овечку. Деньги же — та самая «шерсть», которую они предлагают в обмен за защиту от нестабильности. Вот как Вальтер Скотт описывает отношение евреев к окружающему миру: «Роскошь, которой окружал ее отец и которую она видела в домах других богатых евреев, не мешала ей ясно понимать, как ненадежны были условия, в которых они жили. Подобно Дамоклу на знаменитом пиру, Ревекка непрестанно видела среди всей этой пышности меч, висевший на волоске над головами ее соплеменников». (Вальтер Скотт, «Айвенго»).
Психологи утверждают, что страх может явиться даже причиной лишнего веса: человек выстраивает «бастион» между собой и враждебным окружением. Что же тогда говорить о евреях, окружение которых практически во все времена никак нельзя было назвать дружелюбным. Только они выбрали не жировую прослойку, а финансовую независимость — чтобы получить независимость в других аспектах жизни и сделать окружение хотя бы немного более благожелательным.
Фактически для еврея деньги — это средство для улучшения мира. Поэтому прежде, чем начинать собственное дело, открывать свой бизнес, подумайте: а для чего вы хотите заработать деньги? Практически во всем есть духовная сторона, и если вы обращаетесь к ней — вас ожидает успех. Вы мечтаете построить дом, разбить сад? Прекрасно! Этим вы улучшите мир не только для себя и своей семьи, но и для многих людей, которые смогут любоваться замечательным домом и садом, и, возможно, у них тоже появится мечта об улучшении мира хотя бы в пределах отдельно взятого кусочка земли. Вы хотите открыть свое производство? Таким образом вы дадите работу нуждающимся, и тоже сможете улучшить мир.
Но если ваша мечта — достижение с помощью денег власти ради власти, или как излагал господин Уэф (кинофильм «Кин-дза-дза»): «Они будут ползать перед нами, а мы на них сверху плевать», если ваша цель — самоутверждение за счет других людей, то путь бизнеса по-еврейски не для вас. В этом случае он не будет эффективен.