Король давно вынашивал планы торговли с Левантом и создания торговой компании. В 1478 году он купил три большие галеры и приказал приступить к строительству еще двух — более сложной конструкции — и нескольких каравелл, которые были бы защищены от нападения берберов и пиратов, хозяйничающих в водах Берберии, Турции и Сирии.
Именно к этому периоду относится малоизвестный эпизод, который проливает свет на тревожные обстоятельства, приведшие к окончанию правления Людовика XI.
В марте 1481 года его жизнь оказалась в опасности в результате «апоплексического удара». Суеверный и набожный, постоянно сопровождаемый охранником Тристаном л’Эримтом и палачом Оливье ле Дэном, король принимал только врачей, астрологов и чудотворцев.
Чтобы любой ценой сохранить жизнь, он осмелился, как поговаривали, прибегнуть к ужасным чудодейственным снадобьям и даже, якобы, купался в крови младенцев.
Есть ли хотя бы малая доля правды в этой жуткой легенде? Некоторые мемуары и документы свидетельствуют о том, что в июле 1483 года король, полновластно распоряжавшийся казной, выдал 1000 экю командиру своих кораблей Жоржу ле Греку и без промедления отправил его на Иль-Вер (Зеленый остров) и в страны Берберии за чем-то, что в значительной степени касалось благополучия и здоровья его персоны.
Экспедиция была организована, разумеется, с привлечением жителей нормандских городов. Три сотни солдат, слуг и поваров, поднявшихся в Онфлере на два корабля и лодку, поступили в полное распоряжение капитана.
Говорят, что в то время, когда Людовик XI день ото дня чах и слабел, один французский путешественник, возвратившись из Гвинеи, привез ошеломляющую новость: на островах Зеленого Мыса могли излечить проказу. Лекарство было не менее удивительным, чем новость о нем.
В той местности водились большие черепахи, которые при отливе щипали траву, растущую на берегу. Местные жители переворачивали их на спину и перерезали им горло. В кровь черепах погружали больных проказой, пораженных зловонными язвами. Больные, постоянно питающиеся рыбой и потребляющие жир черепах, полностью излечиваются через два года.
Этот Зеленый остров, согласно карте того времени, принадлежал португальцам. Захватчики ревностно охраняли расположенные там месторождения золота, поэтому наличие большого количества солдат на борту французских кораблей было оправданно. Подобная демонстрация силы должна была иметь под собой веские основания. Какие же? Проказа короля? Слухи об этом ходили, и их подтверждает летописец, французский прелат Тома Базен. Родившийся в 1412 году в Кодбеке и умерший в 1491 году, он занимал кафедру права в Каннском университете. В 1447 году Базен был облачен в епископский сан в Лизье. Член совета при Карле VII, он был одним из тех епископов, которым поручили провести расследование при пересмотре процесса над Жанной д’Арк. В 1463 году он написал оправдательную записку, признающую невиновность Орлеанской девы. Главным трудом Тома Базена является «История правлений Карла VII и Людовика XI». Его свидетельства отличаются большой исторической точностью.
Не была ли причиной уединения и раздражения короля эта ужасная болезнь? Не этим ли объясняется мрачное заточение, которому он подверг себя в последние годы жизни, и желание отправить экспедицию на Зеленый остров в поисках чудесного эликсира, избавляющего от проказы? Такая гипотеза кажется вполне обоснованной.
Однако королю Франции не довелось испытать эффективность таинственного способа лечения, ибо 30 августа 1483 года он скончался, не успев получить никаких известий об экспедиции. Предполагают, что она высадилась на берег острова Майо, к северо-востоку от Зеленого острова. Но далее след экспедиции теряется — как в водах океана, так и на страницах хроник.