Искусство Гурама Доленджашвили — уникально. Он пишет на бумаге огромного формата почти не видными глазу штрихами графитного карандаша. Его техника называется тонально-живописной (в отличие от линейно-штриховой, которой пользуется большинство графиков).
Прежде всего — удивляешься этому мастерству, этой ювелирной, сверх-ювелирной работе. Дотошному зрителю, а также тем, кто хочет в полной мере восхититься необычайным художником, я могу посоветовать изучить на его сайте страничку, посвященную картине «Вид на Кутаиси» — там приведена картина целиком, а потом — отдельные фрагменты, и каждый фрагмент вблизи — каждый фрагмент! — поражает своей тончайшей работой… Там же есть еще страничка по картине «Русское поле», где тоже выложено много фрагментов картины, и опять же любой фрагмент — сам по себе нечто потрясающее.
Его называют «художником зимы», с таким восхищением и мастерством он передает эффекты рыхлого снега, пронизанного светом или плотного промерзшего, отражающего лучи. Серия рисунков «
И еще поражает диапазон, охваченный гением — от космически огромного неба, громадных пейзажей, так что кажется, что уже «видно, как земля закругляется» — и до крошечных пор снега в сугробе, до шерстинки на коровке, до прожилки на листике кукурузы… Эти Пространства Красоты существуют в его картинах одновременно — и зрителя бросает из макромира в микромир, да так, что буквально спирает дыхание. От космически прекрасных небес — до повозки имеретинского крестьянина, до мельчайших трещинок на глиняном кувшине, заусениц на деревянном заборе. От потрясающе реального снега на ветках — опять в небо непередаваемой высоты, к Луне, в космос…
Все, что Гурам изображает на листе бумаги, можно было бы назвать фантастическим реализмом. Туман, лунный свет, облака, снежные сугробы, лесные заросли или самые простые предметы сельского быта превращаются под его рукой в особую поэтическую субстанцию. Но как бы мы ни растворялись в его таинственных пейзажах, не стоит забывать, сто перед нами не земля и небо вообще, а весьма конкретная и любимая художником страна — Имеретия, Западная Грузия. (Вильям Мейланд)
По сути, картины Г. Доленджашвили — живопись, но живопись особого рода, которую можно отнести к так называемой «культуре серых (тонов)». Обычно серое мыслится как результат смешения черного и белого; в этическом плане «серым» называют кого-то, кто лишен таланта и индивидуальности. Но в реальности (и это зафиксировано в теоретической концепции «культуры серых») серый цвет, будучи самым нюансоемким, создает художественное пространство самого тонкого, изысканного эмоционального и цветового чувствования, где цвета не доминируют, а мягко перетекают один в другой.
Одна картина создается месяцы каждодневным многочасовым аскетическим трудом; карандаш выполняет десятки тысяч коротких параллельных штрихов, свободно петляющих беспрерывных линий, всё это время Мастер не позволяет руке «упасть», грубо прикоснуться к бумаге, особенно это касается заключительного процесса лессировки, выполняемого нежнейшим прикосновением карандаша. (Раиса Нестеренко, искусствовед — эксперт).
Гурам Доленджашвили — заслуженный художник республики, почётный академик Российской академии художеств, лауреат многих международных конкурсов. Его работы есть в коллекциях ведущих музеев мира, как в России, так и за рубежом. Его работы находятся в Третьяковской галерее, в Государственном музее им.