Что можно сделать простым карандашом? Художник зимы – Гурам Доленджашвили

Реклама
Грандмастер

А когда слов нет — так они и не нужны. Вот как раз именно что нет слов от восторга — от рассматривания графики Гурама Доленджашвили, написанной карандашом. Простым карандашом.
Какие тут могут быть слова — если вот вам карандаш, вот бумага, это у каждого есть, и… такое человек делает?! В рамках заметочки ШЖ много не уместишь, но тем, кому интересно, могу посоветовать зайти на его сайт и рассмотреть множество картин, где не знаешь, чему больше изумляться — потрясающему мастерству деталей, или тому, что снег можно пощупать. Луна светит с картин прямо в глаза, а красота природы зашкаливает так, что сюрреализму рядом делать нечего.

Искусство Гурама Доленджашвили — уникально. Он пишет на бумаге огромного формата почти не видными глазу штрихами графитного карандаша. Его техника называется тонально-живописной (в отличие от линейно-штриховой, которой пользуется большинство графиков).

Реклама

Прежде всего — удивляешься этому мастерству, этой ювелирной, сверх-ювелирной работе. Дотошному зрителю, а также тем, кто хочет в полной мере восхититься необычайным художником, я могу посоветовать изучить на его сайте страничку, посвященную картине «Вид на Кутаиси» — там приведена картина целиком, а потом — отдельные фрагменты, и каждый фрагмент вблизи — каждый фрагмент! — поражает своей тончайшей работой… Там же есть еще страничка по картине «Русское поле», где тоже выложено много фрагментов картины, и опять же любой фрагмент — сам по себе нечто потрясающее.

Его называют «художником зимы», с таким восхищением и мастерством он передает эффекты рыхлого снега, пронизанного светом или плотного промерзшего, отражающего лучи. Серия рисунков «

Реклама
Лунные ночи Имеретии», «Лунная соната» — пронизаны сиянием, отраженным в облаках и на снегу. Светотень доведена до фантастики, до ощущения, что лунный свет с картины — слепит глаза. А какая изумительная композиция и пропорция в его пейзажах: высоченнейшее небо, невероятный полет облаков, захватывающий дух величественный небесный свет…

И еще поражает диапазон, охваченный гением — от космически огромного неба, громадных пейзажей, так что кажется, что уже «видно, как земля закругляется» — и до крошечных пор снега в сугробе, до шерстинки на коровке, до прожилки на листике кукурузы… Эти Пространства Красоты существуют в его картинах одновременно — и зрителя бросает из макромира в микромир, да так, что буквально спирает дыхание. От космически прекрасных небес — до повозки имеретинского крестьянина, до мельчайших трещинок на глиняном кувшине, заусениц на деревянном заборе. От потрясающе реального снега на ветках — опять в небо непередаваемой высоты, к Луне, в космос…

Реклама

Все, что Гурам изображает на листе бумаги, можно было бы назвать фантастическим реализмом. Туман, лунный свет, облака, снежные сугробы, лесные заросли или самые простые предметы сельского быта превращаются под его рукой в особую поэтическую субстанцию. Но как бы мы ни растворялись в его таинственных пейзажах, не стоит забывать, сто перед нами не земля и небо вообще, а весьма конкретная и любимая художником страна — Имеретия, Западная Грузия. (Вильям Мейланд)

По сути, картины Г. Доленджашвили — живопись, но живопись особого рода, которую можно отнести к так называемой «культуре серых (тонов)». Обычно серое мыслится как результат смешения черного и белого; в этическом плане «серым» называют кого-то, кто лишен таланта и индивидуальности. Но в реальности (и это зафиксировано в теоретической концепции «культуры серых») серый цвет, будучи самым нюансоемким, создает художественное пространство самого тонкого, изысканного эмоционального и цветового чувствования, где цвета не доминируют, а мягко перетекают один в другой.

Реклама

Одна картина создается месяцы каждодневным многочасовым аскетическим трудом; карандаш выполняет десятки тысяч коротких параллельных штрихов, свободно петляющих беспрерывных линий, всё это время Мастер не позволяет руке «упасть», грубо прикоснуться к бумаге, особенно это касается заключительного процесса лессировки, выполняемого нежнейшим прикосновением карандаша. (Раиса Нестеренко, искусствовед — эксперт).

Гурам Доленджашвили — заслуженный художник республики, почётный академик Российской академии художеств, лауреат многих международных конкурсов. Его работы есть в коллекциях ведущих музеев мира, как в России, так и за рубежом. Его работы находятся в Третьяковской галерее, в Государственном музее им. А. С. Пушкина, в других музеях России и многих музеях мира. И, конечно, картины Гурама есть на родине: в Тбилисском государственном музее искусств и Тбилисской национальной картинной галерее, в Государственном историческом музее (г. Кутаиси), в Кутаисской картинной галерее.

Сайт художника

Реклама